О доктринерской модальности и правде, в очередной раз

Александр Алтунян
Преподаватель факультета журналистики Международного университета в Москве

Петр Мамонов petr@mamonov, 17/01/13: "Серафим Саровский говорил: «Спаси себя – и хватит с тебя». Себя! Себя надо делать, а не общество".

Очень правильно говорил Серафим Саровский. Но это именно та правда, про которую в старом анекдоте сказано: «И ты, Сара, тоже права».

«Спаси себя» - это очень хорошая мысль, это правильная мысль. Тут много разного правильного: займись собой, смири гордыню, измени себя – и мир вокруг изменится. Но эту же фразу можно воспринять двояко: и как императив, приказ, направленный на конкретного человека (людям, современникам), к которому (которым) обращался Серафим Саровский. А можно распространять эту декларативно-приказную форму на все российское общество, на всех людей и на все времена. (Как делает это Петр Мамонов.) Во втором случае, суть высказывания превращается из мудрости в примитивный дидактизм, банальную декларацию.

Мы знаем очень много «правд», которые говорят: вот так, и никак иначе. Есть замечательная правда о рождении и жизни Христа. И есть правда о жизни и обретении веры Магометом. И есть еще несколько других прекрасных правд, касающихся дела веры.

Есть правда социалиста – справедливость. И есть правда либерала – свобода. И есть правда государственника – государство, и есть правда националиста.

И часто их адепты бьют себя в грудь и кричат: «Нет правды, кроме моей правды! Все, кто против моей правды, погибнут, и туда им и дорога!».

Я готов выслушать любую «правду», пусть самую даже «неправдивую», с моей точки зрения, если за мной будет оставлено право с ней не согласиться или, наоборот, согласиться, и если наш диалог останется в пространстве слова, а не силы.

В том числе я готов выслушать правду от Серафима Саровского в пересказе Петра Мамонова и согласиться, что это мудрые слова. Но, как и любая мудрость, эта мудрость человеческая. Если же эта мудрость, а вернее, как данном случае, голос Петра Мамонова, начинает претендовать на то, что никакой другой правды нет, здесь кончается диалог и начинается спор-перебранка.

Спор – тоже хороший жанр, если он, конечно, не переходит в мордобой. Общество, конечно, как и человека, как и себя родного, лучше менять без мордобоя, но менять. Это моя «правда», и она не претендует на полную и окончательную правдивость.

Другие записи в блоге