Сюрприз для владыки Поднебесной

На Мясницкой звонят колокола, которых мы не слышим

Как быстрее всего москвичу добраться до Китая? – Очень просто. Садитесь на метро, доезжаете до «Чистых Прудов» или «Тургеневской», а там – буквально три минуты пешком, и вот мы у цели: на Мясницкой ул. стоит дом №19, построенный с использованием элементов классической китайской архитектуры. Об этом столичном феномене на специально устроенной в понедельник встрече с журналистами рассказали реставраторы.

На Мясницкой звонят колокола, которых мы не слышим

Удивительное здание появилось на Мясницкой еще в конце позапрошлого века и известно уже нескольким поколениям москвичей, как Чайный дом Перлова. «Китайщину» устроил в самом центре Златоглавой молодой зодчий Карл Гиппиус, выполняя волю хозяина этой недвижимости Сергея Васильевича Перлова – основателя и владельца известной на всю Россию чаеторговой компании «Перлов и сыновья», много лет торговавшей с Китаем. Предпринимателю стало известно, что Москву должен посетить китайский император, и возникла идея устроить своей фирме «имиджевую рекламу», пригласив восточного владыку в гости в свой дом, специально оформленный на манер китайских зданий. На первом этаже Перлов открыл магазин. Слава этого «чайного заведения» была столь велика в городе, что даже после революции, когда особняк Перловых был национализирован, в нем по-прежнему торговали чаем и кофе.

На протяжении более ста лет уникальное здание ни разу не реставрировалось, и к нашему времени начало уже довольно заметно ветшать и разрушаться, утрачивая элементы декора. В 1990-е г. г. правнучка первого хозяина дома Жанна Юрьевна Киртбая обратилась к столичным властям с просьбой о содействии в реставрации дома. Работы по восстановлению удивительного Чайного дома растянулись на долгих 12 лет.

Столичный Китай

Столичный Китай

Смотрите фотогалерею по теме

– Во время этих работ мы обнаружили много интересного, – рассказывает руководитель реставрационной мастерской ФГУП «Институт Спецпроектреставрация» Наталья Сафонцева. – Доподлинно не известно, посещал ли Карл Гиппиус Китай, однако в этом своем проекте он очень удачно воспроизвел такую китайскую эклектику. При этом некоторые элементы оформления интерьеров – настоящие, сделанные мастерами Поднебесной. Например, огромные, почти полутораметровой высоты фарфоровые вазы, украшающие зал магазина, висящие там панно «Китаец» и «Китаянка» (это ручная вышивка, реставрацию которой пришлось заказывать в мастерских музеев Кремля). А на главном фасаде здания мы обнаружили немало подлинных китайских фаянсовых изразцов и декоративных деталей. Здание венчает маленькая пагода, на ее ярусах по замыслу Гиппиуса были закреплены колокольчики, которые на ветру раскачивались, создавая мелодичный перезвон. Со временем, конечно большая часть из них потерялась, исчезла. При тщательном обследовании здания нам удалось отыскать буквально один или два таких колокольчика. По их образцу изготовили недостающие и украсили ими пагоду. Колокольчики – действующие, звонят. Хотя негромкие их голоса заглушаются гулом моторов тех многочисленных автомобилей, что едут по Мясницкой.

Фасад Чайного дома украшают многочисленные декоративные элементы. Фигурные решетки на окнах, на балконах сделаны из шпиара – специального цинкового сплава, который практически не поддается коррозии. Под наслоениями нескольких красочных слоев реставраторы нашли фрагменты первоначальной раскраски фасада. Это позволило воссоздать авторский вариант цветовой гаммы фасада.

В торговом зале знаменитого чайного магазина Перловых реставраторы постарались тщательно сохранить и восстановить все элементы интерьеров – прилавки, шафы, кессонный потолок с позолоченными изображениями диковинных растений и животных.

– Обратите внимание, что на этом очень оригинальном потолке лампочки для освещения залов смонтированы «в открытую», вообще без плафонов, – показывает Сафонцева. – Так и было задумано. Ведь в 1896 г., когда Гиппиус переделывал дом Перловых «на китайский манер», электрическое освещение еще было большой редкостью в Москве, и потому владельцы этой модной тогда технической новинки выставляли электрические лампочки, как элементы декоративного оформления – всем напоказ... В магазине сохранились и реликвии советского времени: до сих пор здесь работают большие машины-кофемолки, изготовленные еще в 1950-ее годы.

Некоторые элементы оформления главного фасада, доставшиеся от Перловых «по наследству» нынешним хозяевам магазина, оказались «с сюрпризом». «Однажды к нам пришел представитель «контролирующих инстанций» и заявил, что на фасаде здания размещена реклама, за которую следует платить, – вспоминает заместитель генерального директора компании–владельца магазина Андрей Андреев. – Как выяснилось, рекламой, по мнению нашего визитера, являются барельефные надписи, сделанные в рамках над витринами первого этажа еще для магазина Перловых – «чай», «кофе», «какао», «фрукты»... Пришлось объяснять ръяному контролеру, что это вовсе не реклама, а элементы отреставрированного исторического фасада знаменитого на всю Москву Чайного дома.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру