Двести «снов» Владимира Этуша

Вахтангов был бы доволен

В Театре Вахтангова спектакль «Дядюшкин сон» справляет солидный юбилей — 200-й раз. И вот в двухсотый раз вышли на сцену Владимир Этуш, Мария Аронова, Анна Дубровская и другие. И если бы в зале в этот вечер сидел Нестор-летописец, он, без сомнения, занес бы спектакль в свои исторические свитки.

Вахтангов был бы доволен

...И снова лай собак, и скрип снега, и музыка. И массовка из мордасовских барышень — если на премьере спектакля 12 лет назад она казалась постановочно слабой, то сегодня она утряслась, устоялась; сама массовка — как одна слаженная актерская работа. И снова на сцене Мария Аронова — и аплодисменты. И Владимир Этуш — аплодисменты, долгие, не дающие ему сказать первую реплику.

Пронзительное чувство. Владимиру Абрамовичу в этом году 90 лет. Он играет старого князя, и кажется — не просто «обломок аристократии», а просто старая развалина, еле ходит. Страшно смотреть: ты сидишь в удобном кресле, а человек, сыгравший столько ролей в кино и театре, воспитавший столько артистов, — перед тобой на ногах в костюме, на сцене, и его душит кашель, и рука, опираясь на трость, дрожит. Хоть «скорую» вызывай... Так кажется.

И лишь на финальных аплодисментах мы увидим, что Владимир Абрамович Этуш чувствует себя вполне замечательно, бодро ходит и вообще крепок! Вот она, мистика театра: Этуш старит себя для роли. Да так, что по-детски обиженная фраза старого князя очень к месту: «Да что вы все „умрете“ да „умрете“, сами вы умрете...» Человек и образ сливаются, запутывая зрителя. И вот жуткий финальный монолог: «Для чего я жил? Почему эта жизнь была такая короткая? Если кому не скучно, то можно было бы пожить подольше? Господи, почему ты оставил меня здесь? Прости мою грешную душу...»

Каждый артист по-своему силен в этом спектакле. Мощь Марии Ароновой не поддается описанию. Она уже не Аронова, а Москалева. Как она уговаривает дочь выйти за князя! И с этой стороны подойдет, и тут надавит, и так зацепит — и ведь убедила! Это главный закон театра: интереснее всего смотреть, как один персонаж добивается чего-то от другого. Ее трагедия — стержень спектакля. Что до Анны Дубровской, то ее работу многие подвергали сомнению. Но она как будто и не играет: такая, какая есть. Она ссорится с матерью так, как ссорились бы в жизни мать и дочь. И «не нужно мне ваших объятий!».

Режиссер спектакля Владимир Иванов:

— Владимир Абрамович лет пять уговаривал меня поставить с ним спектакль. Я говорил: «Нет, я с вами не справлюсь, вы мой начальник по Щукинскому училищу...» Настал момент, когда мы все-таки договорились ставить. Искали пьесу, пока наконец замечательный критик Инна Вишневская не сказала нам: «Вот же на поверхности лежит — „Дядюшкин сон“!» Выпускали мы его трудно: дела не ладились, премьера откладывалась, с Владимиром Абрамовичем мы во многих вещах не сходились... После прогона Михаил Ульянов сказал мне, что спектакль хороший, но Этуша надо срочно менять. Я отказался. В это же время Владимир Абрамович попал в автокатастрофу, и это тоже сыграло свою роль. Например, я придумал, что во время спектакля старый князь трижды меняет парики. Владимир Абрамович никак с этим не мог согласиться, говорил, что все это формализм и ерунда собачья. Но после катастрофы Этуш на многое по-другому стал смотреть. Он сам подозвал меня и спросил, где парики. «Давай попробуем»...

...Очередные, новые зрители заполнили партер, ложи, балконы — до отказа. И будут заполнять снова, в двухсот первый и двухсот тридцатый раз. Пока у Владимира Этуша будут силы выходить на сцену. Пока Мария Аронова не утратит своего грубого, юморного обаяния. Пока это «вахтанговское» будет парить над сценой. За последние десятилетия Театр Вахтангова, не будем скрывать, не раз и не два предавал своего основателя. Но этот спектакль — как из другого века.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру