Переизбрание короля метафор

Вышел уникальный сборник рассказов писателя Юрия Олеши

«Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы» - называется однотомник произведений истинного короля метафоры Юрия Олеши, который только что вышел серии «Библиотека всемирной литературы» (издательство "Эксмо"). И хоть озаглавлен он лишь самыми известными произведениями автора, на поверку оказался совершенно неожиданным.

Вышел уникальный сборник рассказов писателя Юрия Олеши
Юрий Олеша. Автопортрет. Конец 1950-х.

– В основном все предшествующие издания Олеши, вышедшие после его смерти, дублируют друг друга. - рассказала «МК» исследователь творчества писателя, во многом составитель сборника Ирина Озёрная. - А в нынешнюю книгу, кроме основных произведений включен, например, рассказ «Ангел», написанный в 1922 году и тогда же опубликованный в харьковской газете «Пролетарий».

– Это по нему Андрей Смирнов снял в 1960-е фильм?

– Да, в 1967-м Андрей Смирнов снял по нему одноименный фильм, который сразу же запретили. Он вышел на экран лишь через 20 лет. Ранее «Ангел» только однажды печатался в составе «Избранного» писателя, да и то в разделе «Приложения». Впервые входят в сборник и два других мало кому известных рассказа. Один из них – «Отряд Чидловского оперировал на Гродненской земле» начала 1920-х (впервые опубликован мною в 1991 году по черновому автографу, хранящемуся в РГАЛИ). Он детективного характера, в нем эффектно присутствует так называемая «тема убийства», долго манившая Олешу, которую ему так и не дали реализовать, рекомендуя писать о героях пятилетки, о которых он, как понимаете, писать не стал. А другой рассказ – «Письмо из Одессы», напечатанный в 1935 году в журнале «30 дней», больше никогда не переиздавался.

– А из каких соображений среди магистральных произведений Олеши в сборнике оказались кинопьеса «Строгий юноша» и Речь на I Всесоюзном съезде писателей?

– Во-первых, Олеша и сам включал их в состав своих избранных произведений в середине 1930-х, а, во-вторых, оба эти произведения, связанные друг с другом, интересны с художественной точки зрения и важны для понимания его судьбы. Именно после запрещения «Строгого юноши» произошел в нем сильный надлом с которым Олеша жил уже до конца дней своих.

– Расскажи подробнее об этой истории.

– Кинопьеса «Строгий юноша» – блистательная утопия из жизни комсомольских фанатов была написана в 1934 году и Абрам Роом тут же начал снимать по ней картину, которую закончил в 1936-м. Но она не успела стать знаменитой, так как ее тут же запретили из-за «идейно-художественной порочности сценария». После чего книги Олеши до 1956 года вообще перестали издаваться, а Роому запретили самостоятельно снимать кино. И, как считал кинорежиссер Савва Кулиш, если бы этот фильм вышел на экраны в середине 30-х, «то все направление, сделанное Антониони, появилось бы на четверть века раньше».

С этой кинопьесой неразрывно связана знаменитая речь Олеши на I Всесоюзном съезде писателей в 1934-м и восхитившая тогда всех, кто понимал эзопов язык. Ну, совсем не случайно юный Юрий Любимов читал ее на вступительных экзаменах в театральную студию при МХАТ-2. Речь эта оказалась во многом пророческой, именно в ней очень тогда Олеша предсказал себе: «Стою на ступеньках в аптеке, прошу милостыню и у меня кличка «писатель».

– В книге опубликована ваша композиция «Из истоков «Зависти» -по черновикам ранних и неоконченных вариантов романа. Оказывается «Зависть» начиналась как фантастический, приключенческий роман, от которого мало что осталось в окончательном варианте.

- Небольшой по объему роман «Зависть» Олеша писал 5 лет (1922- -1927гг.), меняя сюжетные линии, персонажей, оттачивая стиль, доводя до совершенства метафоры. И в РГАЛИ хранится громада оборванных на полуслове черновиков «Зависти», каждая страница которых, говоря словами Виктора Шкловского, – «алмазные россыпи». Главным героем истоков «Зависти» является знакомая нам фигура возмутителя спокойствия – Ивана Бабичева. Еще задолго до появления булгаковского Воланда, «штучки» Ивана Бабичева заполняют Москву двадцатых: он устраивает неразбериху среди людей, проповедует, превращает и сводит с ума. В этих черновиках сохранилось множество «королевских» метафор, часть из которых перекочевала в «Зависть» и рассказы, а одну из них – «раскрытый рояль, похожий на фрак» – Олеша щедрой рукой подарил Катаеву, и она украсила его повесть «Растратчики».

И в книге 13 великолепных рисунков Олеши. Ведь мало кому известно, что он был роскошным графиком, хоть и не придавал своим «почеркушкам» никакого значения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру