Все решает like

В Москве открылась выставка Сержа Головача

13.03.2013 в 20:27, просмотров: 4420

Фотоискусство переживает революцию: снимки из социальных сетей повально начали выставлять в галереях, музеях и на фестивалях. Эпидемия началась в сентябре, когда прошел первый всероссийский конкурс Instagram. А на весенней фотобиеннале «Мода и стиль» уже несколько арт-проектов состоят из фото, снятых на телефон, быстренько обработанных в простеньком редакторе и опубликованных в Сети. Один из таких проектов — «Like. Life» фотографа Сержа Головача — открывается в рамках биеннале в галерее «Файн Арт». Почему фотографы предпочитают телефон профессиональной технике и может ли считаться настоящим фотографом пользователь, собравший запредельное количество лайков в Интернете, «МК» обсудил с Сержем Головачем.

Все решает like

— Серж, каков художественный месседж проекта «Like. Life»?

— Поскольку тема фестиваля — «Мода и стиль в фотографии», я представляю необычные портреты и места, сделанные в Instagram. Это 50 фото, выбранных из двух тысяч. Самые яркие кадры из Канады, США, Франции, Германии, Малайзии, собравшие максимальное количество like. Мода и стиль — понятия субъективные. Например, я снял Аманду Лепор, известную певицу, которая сделала операцию по смене пола, грудь шестого размера и огромные губы. Модно ли это?.. Не знаю, но ярко. Эстетика красоты меняется так же быстро, как наш мир, как технологии. Поэтому я и показываю то, что больше всего понравилось людям.

— Насколько правомерно выставлять кадры, сделанные на телефон, в галерее? А как же качество изображения, глубина съемки и все другие преимущества, которые дает профессиональная оптика?

— Я выставляю фото в большом формате — 70 на 70. И надо сказать, качество отличное, все звенит. Я считаю, что произведением искусства можно называть кадр, который задуман и создан как произведение, выставлен на территории искусства, то есть в галерее, музее или пространстве, которое временно объявлено территорией искусства. И главное — по достоинству оценен профессиональным сообществом. Когда я публикую фото, сделанные на телефон, в соцсети, я получаю там реакцию и обычной публики, и искусствоведов-критиков-галеристов, потому что они у меня в подписчиках.

— Все решают лайки? А если десять тысяч лайков набрал снимок, допустим, маникюра, его, по-твоему, тоже можно выставлять в музее?

— Нет, конечно. Важно мнение специалистов: фотографии должны оцениваться натренированной визуальной мышцей. На конкурс «Best of Russia» я прислал пять Instagram фото, и одно из них попало на выставку лучших работ, которая проходит на Винзаводе. На «Серебряную камеру» я подавал восемь Instagram, шесть из них экспонировались в Царской башне Казанского вокзала. На какую бы технику ни была сделана фотография, в ней должна быть композиция, светопись, словом, нужен талант и умение. Говорю это как практикующий педагог. Ко мне на лекции приходит много состоятельных людей с дорогущими камерами, но толку чуть, они не чувствуют фотографию. Оттого что у каждого есть маленький дивайс, создать произведение искусства легче не стало: никто не отменял пропорции и золотое сечение. Зато намного проще снять человека, который тебя заинтересовал. Анри Картье Брессон платил прохожим, чтобы те по 15 раз ходили туда-сюда, пока он снимал. Сейчас процесс коммуникации проще: не приходится пугать людей профессиональной камерой, на телефон люди скорее соглашаются фотографироваться. И потом в таком формате интереснее работать — больше конкуренция, а она подвигает к росту.

— А чаще всего какие фото трогают публику? И отличается ли выбор большинства от выбора искусствоведа?

— У меня три тысячи друзей, и 50 из них — люди из арт-цеха. Специалисты выбирают более изысканные, напряженные кадры. Непрофессиональная публика выбирает необычные сюжеты. Например, фото невесты и жениха, на котором они очень серьезные, с подписью «счастливые молодожены» собрало запредельное количество лайков. Этот оксюморон вызвал цепную реакцию в Сети. Кстати, сам проект тоже будет интерактивный, отмечать работы будем прямо на выставке — все снимки выложены в Сети. Виртуальный мир имеет большое значение в современном мире, мы все в него погружены в разной степени. Мои дети не вылезают из соцсетей, а я не могу представить дружбу или любовь без реального живого контакта. Я считаю, нужно искать баланс между реальным и виртуальным мирами. Но ведь прогресс, как и время, не остановить, поэтому главное — любить жизнь: like life!