Шутовские пляски на «Золотой маске»

Два дня пермского балета в Москве

21.03.2013 в 20:39, просмотров: 10671

Пермский академический театр оперы и балета представил на двухдневных гастролях в Москве свои новые спектакли. В российском балетном пространстве пермская труппа продолжает оставаться среди лидеров, что подтвердил и нынешний приезд на «Золотую маску».

Шутовские пляски на «Золотой маске»
фото: Антон Завьялов

В первой программе знаменитый балет Килиана на музыку Стравинского «Свадебка» сочетался с новой работой Раду Поклитару «Геревень». Другой спектакль двухдневных гастролей — тройчатка под названием «В сторону Дягилева». Первое отделение включало в себя две поздние работы Баланчина, исполненные пермскими артистами вполне прилично, что называется, не ниже «допустимой санитарной нормы». Впрочем, привязка к Дягилеву, действительно открывшему этого хореографа на заре его юности, довольно натянутая.

Балет «Шут», идущий во втором отделении, напротив, имеет к Дягилеву самое непосредственное отношение — импресарио осуществил премьеру в Париже в 1921 году, а заказал музыку Прокофьеву и того раньше. Время это для Дягилева было очень непростым — он только что расстался со своим любовником и хореографом Леонидом Мясиным. Никого другого, кто мог бы осуществить хореографию этого спектакля, на примете в тот момент не было, поэтому танцы придумывал (случай в истории хореографии уникальный) художник, создававший для балета декорации и костюмы, — Михаил Ларионов.

фото: Антон Завьялов
Александр Таранов и Ляйсан Гизатуллина в балете «Шут».

В помощь ему Дягилев отрядил и танцовщика труппы Тадеуша Славинского. Объемные экстравагантные костюмы были довольно тяжелыми, поэтому спектакль напоминал больше современную инсталляцию — балетные артисты просто перемещались по сцене, меняя позы и ансамбли. Спектакль вошел в анналы истории, конечно, не своей хореографией, которой, по сути, и не было, а как раз бьющими в глаза яркостью и сочностью красок костюмами и декорациями. Их основоположник таких концепций в живописи, как лучизм, инициатор нашумевших в то время выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», сделал в авангардно-лубочном стиле. Алексею Мирошниченко (выдвинут на «Маску» как лучший хореограф) удалось невероятное — в ветхие мехи влить молодое вино новой хореографии. Костюмы, также сделанные по мотивам ларионовских, художник Татьяна Ногинова придумала, конечно, другие. В них можно свободно танцевать, поэтому хореограф смог дать волю своей фантазии.

Получился отличный спектакль с пронизанной юмором хореографией, веселый, яркий, запоминающийся. Совершенно очаровательно в роли молодого Шута смотрелся знакомый нам по телевизионному проекту «Большой балет» Александр Таранов (он и исполнительница партии Шутихи Ляйсан Гизатуллина выдвинуты на «Маску» в исполнительских номинациях). Он не просто танцевал довольно сложный хореографический текст, но жил в своей роли естественно, с чувством свободы.

Смотреть насыщенное танцами действо про то, как «молодой шут надул семь старых и глупого купца» (эта надпись красовалась на расписном ларионовском занавесе), по мотивам где-то раздобытых Дягилевым сказок Пермской губернии, увлекательно и интересно. Ровно так же увлекательно, как слушать музыку не слишком известного балета Прокофьева в блистательном исполнении оркестра под управлением маэстро Теодора Курентзиса (худрука театра), также выдвинутого на «Маску».