Фотобиеннале в МАММ отправляет в кругосветку

На Остоженке заработала машина времени

11.02.2016 в 15:27, просмотров: 5488

На Остоженке снова праздник: в рамках 11-й Фотобиеннале Ольга Свиблова запустила сразу семь выставок в Мультимедиа Арт Музее. Все пришлись ко двору не только качеством исполнения работ, их развеской, но и актуальностью. Особо остро почувствовали ее те, кто во время кризиса забыл про поездки за границу и по России. Теперь в большое путешествие с помощью мира фотографий можно отправиться не покидая центра Москвы. Маршрут охватит Российскую империю и Неаполь ХIХ века, Углич начала XX, современные Мьянму, Нью-Йорк, Лондон, Абу-Даби и Пекин. Чтобы не запутаться во времени, организаторы позаботились о календаре – Pirelli Анни Лейбовиц.

Фотобиеннале в МАММ отправляет в кругосветку
Анни Лейбовиц. Наталья Водянова

Календарь выходит ограниченным тиражом, купить его можно разве что на аукционе. Наверняка нынешний, 43-й выпуск, разлетится моментально. Ведь для работы над ним была привлечена Энни Лейбовиц, один из самых прославленных фотографов нашего времени (она автор снимка обнаженного Джона Леннона, целующего лежащую рядом Йоко Оно, который был сделан за несколько часов до убийства музыканта). Это вторая работа Лейбовиц для Pirelli. В 2000-м году она выполнила для него первую серию фотографий ню в своей карьере – это были снимки обнаженных танцоров знаменитой труппы Марка Морриса.

В этот раз перед Лейбовиц была поставлена задача отойти от устоявшихся традиций календаря. Она создала галерею портретов выдающихся женщин нашего времени, повлиявших на искусство, спорт и прославившихся в благотворительности. Среди них – наша топ-модель Наталья Водянова, теннисистка Серена Уильямс (жаль, не Маша Шарапова), художница и музыкант Йоко Оно, рок-звезда Патти Смит... Фотограф в этой серии соблюла принцип предельной простоты. Речь идет о классических черно-белых портретах студийной работы. Знаменитые дамы е на них такие, какие есть, без прикрас.

фото: Ксения Коробейникова
Анни Лейбовиц. Йоко Оно

– Я думаю, что этот проект стал вершиной творчества Энни Лейбовиц, – рассказывает «МК» Ольга Свиблова. – Некоторых моделей выбрала сама художница. Для каждой героини нашла аналог в истории мирового художественного искусства. Наталья Водянова – это рафаэлевская Мадонна с младенцем. Она стоит на небольшом подиуме из неструганых доскок, из них гвозди торчат, а нам кажется – Мадонна летит. Посмотрите на этот похожий на облака ореол, хотя это всего лишь фон в студии. Эффект удался благодаря мастерски поставленному свету. Обратите внимание на случайно, казалось бы, отогнутый угол холста. Возникает прямая ассоциация с живописью Возрождения. Работа Лейбовиц – искусство, уходящее корнями в историю и в то же время отражающее современную реальность.

После экскурса в итальянскую живопись XVI столетия самое время посмотреть Неаполь XIX-го. История фотографий этого периода связана с именами фотографов не итальнского происхождения.. Главным мастером юга Италии считался уроженец Франкфурта Джорджио Зоммер, конкуренцию которому составлял британец Роберто Риве. Не отставали и семейные фотоателье Эспозито, Броджи и Акиле Маури. Любимые их сюжеты – случайные и постановочные сцены: на набережной, на рынке, уличные танцы. Какие колоритные портреты неаполитанцев: нарядных девушек, рыбаков, продавцов газет, беззаботных лаззарони (итальянские бедняки) и веселые скуниццо (уличные мальчишки). Серия получилось звуковой – передает шумную атмосферу «рая у подножия вулкана».

фото: Ксения Коробейникова
Фотоателье Эспозито. Рыбаки.

Век XIX оживает и в сюжетах Российской империи Вильяма Каррика. Технические секреты фотографии мастер изучил у себя на родине в Шотландии. После перебрался в Петербург и стал знаменитым портретистом. В ателье Каррика побывали Менделеев, Крамской, великий князь Николай Александрович. Наряду со знатными и благородными, в очереди к Каррику сидел простой люд. Фотограф считал, что бедные заказчики заслуживают даже большего внимания, чем известные и богатые. Поэтому на стенах первого этажа – русское раздолье, разнообразие лиц и фигур: извозчики, солдаты, продавцы лимонада, лакеи, горничные и поварихи. Неслучайно многие работы напоминают полотна передвижников. Шотландец окончил питерскую Академию художеств, дружил со многими художниками, которые повлияли на его творчество.

Дальше в кадрах проносится прошлое столетие. Михаил Смодор зафиксировал эпоху в уездном городке Галиче. Его серия – учебник истории озерного края, вобравший памятники архитектуры, пейзажи и быт галичан. Самая сильная фотография – «Война». Это лицо девушки, кричащее от бесконечной усталости, бедствий и ужаса Первой Мировой. Ничего лишнего. Все внимание автор сосредоточил на глазах героини – получилось пронзительльно.

фото: Ксения Коробейникова
Михаил Смодор. Сценка

Современность представлена на последнем этаже под названием «Люди и не только» швейцарца Яна Белински. Под «и не только» подразумеваются пейзажи. Посыл его черно-белых работ – коллективный и индивидуальный труд людей создает историческую память. Без нее невозможно понять происходящее сегодня и строить будущее. Его герои работают, читают, наблюдают, торгуют, путешествуют, едят, просят подаяние, спорят, протестуют... Эти поступки свойственны людям всех стран. Будь то школьник в Мьянме, фотографирующая женщина в Абу-Даби, протестующий в Лондоне, обедающие мужчины в Пекине, бегун в Нью-Йорке или посетители бара в Гонконге. Эти лица кажутся взаимозаменяемыми. Бегун мог бы быть в Пекине, демонстрант — в Мьянме, посетители бара — в Лондоне, а обедающие люди — в Нью-Йорке. Однако каждый из них со своими особенностями и различиями. А на пейзажах людей вообще нет, но есть мир, ими созданный. Он отражает их образ жизни: граффити на стене, аскетичная эстетика китайского обеда или витрины с манекенами.

фото: Ксения Коробейникова
Ян Белински. Женщина, фотографирующая в мечети шейха Зайда

фото: Ксения Коробейникова
Ян Белински. Пара за обедом.

Придя на Фотобиеннале, вы совершите кругосветку и не пожалеете!