Юбилей Галины Волчек: 20 удивительных мгновений ее жизни

"Если бы я не прощала, я бы не сохранила театр"

Галина Волчек. Большая жизнь. В ней все — прекрасное с некрасивым, благородное с низким, смешное с горьким, обычное с удивительным. В ней — театр, к которому она сама себя приговорит раз и навсегда. Этот театр ей много даст и много же отнимет. Она будет в нем победительницей и его же жертвой. За его окнами будет меняться политический и социальный пейзаж, генсеки, президенты, премьер-министры. Будет меняться мода в театре. Не изменится только она в своих простых ценностях и заповедях. И что бы ни происходило с ней или вокруг нее, она всегда, так уж получалось, будет первой.

Первым в молодом «Современнике» лауреатом Государственной премии; первым молодым худруком, беспартийным и еврейкой по национальности; первым русским режиссером, приглашенным из СССР на постановку в США, а ее театр первым из российских выступит на Бродвее и Вест-Энде; первой выпустит в жизнь много режиссеров. В день ее юбилея перелистаем альбом с удивительными мгновениями ее жизни.

"Если бы я не прощала, я бы не сохранила театр"
Фото: пресс-служба театра «Современник»

Середина 40-х. Подростком Галя очень хорошо катается на велосипеде, и это единственный вид спорта, которым она абсолютно владеет. Во время езды даже ноги на руль закидывает. Но характер еще тот: на несправедливость реагирует моментально и жестко. Когда соседка насплетничает отцу Гали, что его дочь во дворе уже крутит с парнями, девчонка устроит целое театральное представление. Наденет отцовский плащ, засунет под него арбуз и в таком «беременном» виде нагло пройдется под окнами дамы. Сплетница потеряет дар речи — провокация удалась на все сто!

Фото: пресс-служба театра «Современник»

Конец 40-х. В школе рабочей молодежи. У нее обманчивая внешность: выглядит старше своих лет, да и подруги считают Галку опытной, в том числе и в вопросах любви. Какое заблуждение — Галка совсем не бойкая, и волнует ее вовсе не любовь, а как сдать экзамены, особенно по химии, чтобы получить аттестат. От безвыходности наизусть заучивает теорию электролитической диссоциации. Но понимая, что на экзамене может не вытащить нужный билет, мысленно ставит, а потом и проигрывает перед экзаменационной комиссией моноспектакль. Первый в своей жизни и последний. Спектакль удался, строгие «зрители» сдались без боя.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

Начало 50-х. Редчайший кадр. На вступительных турах в школу-студию МХАТа она молит Бога, чтобы ее не попросили показать танец: знает, что тут уж точно провалится. И вокал тоже не ее конек. А кто-то из приемной комиссии, как назло, спрашивает: «Ну-с, что будем петь?» Испуганная абитуриентка Волчек упорно молчит. Но она настолько нравится приемной комиссии, что ей позволяют отделаться всего лишь одной нотой «до».

Фото: пресс-служба театра «Современник»

Середина 50-х. Этот снимок с батареей бутылок далек от правды жизни: Волчек и алкоголь — две вещи несовместные. Однажды перед своим самым первым спектаклем «Вечно живые» ее так колотит от волнения, что кто-то из товарищей предлагает глотнуть из четвертинки. Она отпивает и... толком не успевает опьянеть, но развезло ее по полной: спать захотела и не помнит, как вообще доиграла.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

Начало 60-х. В «Современнике» самая первая роль у нее — отрицательная. Даже отвратительная — Нюрка-хлеборезка в спектакле «Вечно живые». Эту гадину, жирующую во время войны на чужом горе, запомнят все. Галя Волчек — единственная в женском составе молодой труппы, кто выглядит старше своих лет. И при очередном распределении ролей ей опять не везет — достается старуха. И опять злобная, а ей всего-то 27. Опять ее героиня вызывает у зрителя почти физическую ненависть, но за это же артистку хвалят критики — молодая, а такое чувство правды, такое мастерство! Она же про себя думает: «И что теперь: так мне всю жизнь и играть этих монстрил?»

ГАЛИНА ВОЛЧЕК. ПО СУЩЕСТВУ

❖ Какая власть? Меньше всего меня привлекало это слово, и я не пользовалась ею. Если ты руководитель, то должен победить в себе актерское сознание. А что такое актерское сознание? Это когда во сне хочется выйти на сцену.

❖ Может быть, спектакль для меня — сублимация любви. Может, только там я по-настоящему и любила. 

❖ Сигареты… Да… Это чудовищный момент моего греха. Я не пью, а другим способом не могу расслабиться, и когда невмоготу, хватаюсь за сигарету. А невмоготу мне бывает очень часто. 

Фото: пресс-служба театра «Современник»

1960 г. Евстигнеев и Волчек в спектакле «Голый король». Ах, какой же потрясающий король Женя Евстигнеев в этом спектакле. «Король-умница! Король-душка!» — угодливо твердит первый министр (Игорь Кваша). Выдающуюся роль Евстигнеева единодушно отмечают зрители, критики, коллеги. Галина, выступающая в роли Фрейлины, гордится мужем.

«Всегда в продаже». Фото: пресс-служба театра «Современник»
Фото: пресс-служба театра «Современник»

1965 г. Галя Волчек и Олег Табаков много играют вместе. Но так, чтобы они сыграли одну и ту же роль... Да, это было — в спектакле «Всегда в продаже» они по очереди представляют советскую буфетчицу Клавочку, профессиональную хамку высшего пилотажа.

1968 г. «Обыкновенная история» — ее первая режиссерская постановка по русской классике получает Госпремию. Второй классической пьесой станет «На дне» Горького. Постановка обнаружит в ней тягу к созданию масштабных полотен: всю сцену по горизонтали и вертикали она превратит в одну большую ночлежку — и сцены ей будет мало. Характер лидера проявится еще и в том, как Волчек справится с крутыми мужиками «Современника»: Кваша, Евстигнеев, Щербаков, Козаков, Даль — та еще компания. И какие роли она с ними сделает! Не роли — бриллианты!

Фото: пресс-служба театра «Современник»

Конец 60-х. Как говорит Марина Неелова: Волчек-мать — прекрасно необъективна. На премьерах Дениса волнуется больше, чем на своих. Любит безумно. Когда Денис Евстигнеев снимает фильм «Мама», его родная мама — Галина Волчек — приедет на съемочную площадку и там встретит свою любимую подругу, кинематографическую маму — Нонну Мордюкову.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

70-е. Марк Абелев — второй мужчина ее жизни. Технарь, ученый, крупный специалист по строительству зданий на зыбких фундаментах — с ним она почувствует, что значит быть мужниной женой и жить как за каменной стеной. Марк принимает решения, берет на себя ответственность за их жизнь. Он — организатор их быта, праздников и вообще всего. Он ревнует ее к театру. Театр ссорит их, и он же примиряет. Марк говорит, что «у нее сердце открывается в театре и что только там она с Богом разговаривает». Он любит ее. Как-то в ВТО (теперь СТД) к нему подошла знакомая артистка: «Марк, Галя-то твоя поправилась». — «Знаешь, а я люблю каждый грамм ее жира».

Фото: пресс-служба театра «Современник»

1978 год. Хьюстон. Театр «Аллей». Первого режиссера из незнакомого Советского Союза, с которым у США, как и сейчас с Россией, не очень-то дружественные отношения, встречают миролюбиво. Вместо цветов каждый артист преподнес ей по зеленому яблоку. Зеленый — цвет надежды. Надежды оправдаются — с американскими артистами она выпустит спектакль «Эшелон».

Фото: пресс-служба театра «Современник»

1979 г. Кадр из фильма «Осенний марафон». Бездарная переводчица Варвара, вяло паразитирующая на переводческом таланте своего коллеги Бузыкина. Только актриса с огромным талантом могла сыграть такую бездарность.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

1994 г. На приеме в Кремле. Две королевы и один президент. Хотя Волчек в голову не придет назвать себя королевой театра. Первый и пока последний визит главы британского царствующего дома за всю историю российско-английских отношений, начавшихся в середине XVI века.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

2000-е. Для Галины Борисовны Наина Иосифовна одна из самых близких людей. Для Наины Иосифовны Галина Борисовна — тоже.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

2006 г. В честь полувекового юбилея «Современника» большую группу артистов наградили правительственными орденами и медалями. Однако награждение происходит вопреки принятому правилу не в Кремле. Владимир Путин приезжает в «Современник».

Фото: пресс-служба театра «Современник»

Начало 2000-х. С Алишером Усмановым — большим другом «Современника».

ГАЛИНА ВОЛЧЕК. ПО СУЩЕСТВУ

❖ Бывало, крутилась, как волчок, хотя моя фамилия — Волчек, через «е». А бываю одинокая не только как волчица. Как любой зверь…

❖ Мы всегда пытались докопаться до истины, старались не врать. Даже полуправда — это всего лишь полуправда.

❖ Если бы я не прощала, я бы не сохранила театр.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

2011 г. Перед гастролями в Лондоне. Такую картину можно наблюдать перед каждыми гастролями, независимо от их маршрута. Гастроли прорабатываются досконально от «а» до «я». Расписывается все до мелочей, на всякий пожарный просчитываются планы «A» и «B».

Фото: пресс-служба театра «Современник»

2013 г. Близкую подругу Аллу Пугачеву Волчек считает грандиозной драматической артисткой и с удовольствием бы взяла ее в свою труппу. Она еще не знает, что через четыре года дочь подруги — Кристина — сыграет у нее в «Современнике», может быть, лучшую свою роль — Гитель Моску в «Двое на качелях».

Фото: пресс-служба театра «Современник»

2015 г. Михаил Куснирович: «Галина Борисовна — вторая мама. А я ей — второй сын. Сама так говорит. И все это происходит при попустительстве и согласии моей мамы. У нее не то что можно, а нужно многому научиться. Только таланту нельзя. Гиперответственности, гиперсострадательности, вниманию к тонкостям жизни. Еще — жизнелюбию и идеалистичности, несмотря ни на что, и пониманию, что такое хорошо, а что — плохо».

Фото: пресс-служба театра «Современник»

2018 г. Мэр Москвы Сергей Собянин и вице-мэр Леонид Печатников лично контролируют ход реконструкции «Современника». Тем не менее к началу сезона-2018/19 завершить строительные работы не успевают. В родные пенаты театр вернется только в декабре 2018-го, аккурат к юбилею своего худрука.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

Олег Ефремов: «Галя, поверь мне, уже в этом возрасте ты должна знать истину — ты на единственно верном пути в понимании и ощущении вообще искусства. А мы все — нет».

Галина Борисовна Волчек. Наши дни.

ГАЛИНА ВОЛЧЕК. ПО СУЩЕСТВУ

❖ Для меня важнее всего человеческие отношения. Поскольку я проповедник того, что театр — это дом, то пускай дом остается домом. 

❖ Если бы сказали: «Современник» закрывают, иди в другой театр», я придумала бы какое-нибудь другое дело, но другого театра в моей жизни не было бы. 

❖ Я счастлива, что мне удалось создать ту молодую труппу, на которую я рассчитываю. И могу надеяться только на то, что те, кто останется после нас, смогут сохранить живой театр, за который мы бились и сражались столько лет, — психологический русский театр во всех его формах. Я просто верю, что ребята не подведут. Вот кто, я надеюсь, не даст убить театр, когда меня не будет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27863 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: 20 мгновений Галины Волчек

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру