Художник исследовал город России с «Черной дырой»

Сталкер среди токсичных руин

25.01.2019 в 19:03, просмотров: 4766

«Важно помнить не только ту историю, которой можно гордиться», — уверен художник Павел Отдельнов. Четыре года он исследовал опасную промзону в родном Дзержинске — заброшенные химзаводы, где полно токсичных отходов. Сегодня город в Нижегородской области (395 км от Москвы) — один из самых загрязненных в мире. Сталкерский опыт художник реализовал в проекте «Промзона», которым открывается новый сезон в Музее современного искусства на Петровке. Живопись, фотография, видео, инсталляция, текст и реди-мейд — художник изучает прошлое с помощью разных медиа. Накануне открытия «МК» побеседовал с Павлом.

Художник исследовал город России с «Черной дырой»
Фото: Елена Михайличенко

— Проект «Промзона» — итог исследования заброшенного химического производства в родном для вас городе Дзержинске. Насколько велика эта территория и опасна ли она?

— Восточная промзона Дзержинска — это огромный кластер, в котором несколько очень крупных заводов. На самых больших в советские годы работало более 10 тысяч человек. Немногое уцелело после введения рыночной экономики и приватизации. Сегодня большая часть территории — это заброшенные цеха и резервуары с отходами производств. В советское время была большая централизованная система утилизации таких отходов, несовершенная, но она действовала. Хотя накопленные отходы советского времени тоже опасны: например, закачанные под высоким давлением в скважины на глубину около километра отходы производства гербицидов (там около миллиона кубометров таких отходов). Из-за банкротства завода скважины перестали обслуживать, и возник риск выхода отходов на поверхность под высоким давлением. Несколько лет назад скважины затампонировали и залили бетоном.

— Несколько поколений выросло рядом с «бомбой замедленного действия». Как отразилось такое соседство на людях? Местные власти пытаются решать проблему токсичных отходов?

— Мой папа проработал на дзержинских заводах около сорока лет. Он написал книгу воспоминаний, в которой говорит о людях, работавших на опасных производствах. Там есть очень интересные типы, совмещающие в себе абсолютную самоотверженность и асоциальность. Там, например, есть человек без имени (его все звали по кличке), который почти никогда не выходил с завода, никогда не мылся, но зато всегда готов был пожертвовать жизнью, устраняя серьезную аварию. Книга о том, что человек может выжить в любой среде. Экологические проблемы Дзержинска уже давно пытаются решать на федеральном уровне. В 2011 году как раз по этим вопросам город посещал тогдашний президент Медведев. На ликвидацию «объектов накопленного экологического ущерба» были выделены деньги из федерального бюджета, но проблемы почему-то не решаются. Зато регулярно появляются новые дела о мошенничестве и нецелевой растрате средств.

— Оказываясь в таком месте, чувствуешь себя сталкером из фильма Тарковского?

— Правда, есть такое: и охранники, от которых (иногда) нужно убежать, и ощущение безвременья и опасности, и даже иногда поиск тайной комнаты, которой может оказаться библиотека или «красный уголок». В таких местах создается ощущение, как будто ты пришел к кому-то в гости. Капает вода, громыхают рамы выбитых окон, завывает ветер — чувство, что ты здесь точно не один.

— Какие находки стали для вас самыми невероятными?

— Поселки рядом с заводами долгое время оставались не газифицированы. А поскольку вокруг совсем немного растительности, то вместо дров часто сжигали использованные графитовые стержни, применявшиеся на заводах для электролиза. Люди знали, что это небезопасно (куры, поклевавшие такой графит, умирали), но графит горит дольше угля и дает больше тепла. Для многих последствия были очень печальны. Несколько таких стержней, заготовленных жителями для обогрева, я покажу на выставке в разделе «Музей». Также посетители увидят один очень странный объект, который я действительно нашел в промзоне.

Павел Отдельнов. Слава труду. 2016. х.м. 180х260. Частная коллекция

— Всего на выставке шесть разделов. По какому принципу вы их разбили?

— Разделы, по которым разбита выставка, объединяют разные циклы работ и даже разные медиа. Так, в разделе «Следы» собраны работы, так или иначе вдохновленные моей работой с архивами. В разделе «Доска почета» будут портреты передовиков производства разных лет как живописная серия. Раздел «Песок» собрал работы, связанные с темой экологии и непосредственно песка — как той основы, на и из которой возник мой родной город. Раздел «Музей» представляет собой альтернативный краеведческий музей. Там, к примеру, будут настоящие запахи. Разумеется, в разделе «Кинозал» зрители смогут посмотреть мои специально сделанные для этого проекта фильмы. Самый большой раздел «Руины» — это моя большая живописная серия, которую я покажу в Москве впервые. Каждый раздел по задумке должен предлагать свою оптику взгляда на родную промзону и ее историю.

— Настоящие запахи? Это такая оригинальная отсылка к книге отца? Зрителям, надеюсь, не понадобится противогаз?

— Противогазы, конечно, тоже будут: куда без них! История про запахи связана с темой шламонакопителей, резервуаров, в которые сбрасывали отходы химических производств, которые теперь стали «объектами накопленного экологического ущерба». Два самых известных в народе называют «Белое море» и «Черная дыра». Второй даже оказался в Книге рекордов Гиннесса как «наиболее загрязненный малый водоем на планете». Это природная карстовая воронка, в нее еще с советского времени сливали отходы, которые по классу опасности нельзя было официально утилизировать в открытых резервуарах. К сожалению, содержимое попало в грунтовые воды. Экологи говорят, что именно «Черная дыра» виной тому, что в поселках рядом с заводами в конце 80-х опечатали скважины и заколотили колодцы.