В Большом театре прошел конкурс «Русский балет» под патронажем Светланы Медведевой

Одного имени не досчитались среди победителей

28.03.2019 в 19:05, просмотров: 4784

Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет» прошел на Новой сцене Большого театра уже в четвертый раз. Задуманный и проведенный впервые супругой нынешнего премьера российского правительства Светланой Медведевой в 2013 году, он и сегодня представляет лучших учеников российских балетных школ и проходит при поддержке Министерства культуры и Фонда социально-культурных инициатив.

В Большом театре прошел конкурс «Русский балет» под патронажем Светланы Медведевой
Победители конкурса "Русский балет" (2019) Майкл Баркиджиджа,Марко Юусела, Алексей и Данила Хамзины. Фотографии предоставлены Фондом социально-культурных инициатив. Автор фото Вадим Преслицкий

Конкурс этот отличается от других конкурсов балетных исполнителей, прежде всего тем, что представляет из себя по сути смотр хореографических школ России. Лучшие студенты выпускных курсов этих школ выступая на кануне выпуска на главной балетной сцене России показывают жюри под председательством Юрия Григоровича и состоящим из руководителей ведущих балетных театров России, свои умения и получают приглашения о трудоустройстве. Перед нами своеобразный балетный рынок труда.

А главным призом в этом конкурсе является право выбора места для годовой стажировки в одном из театров Москвы и Санкт-Петербурга. Первоначально это был естественно только Большой театр – казалось бы заветная мечта всех участников, но после того как первый же победитель этого конкурса в 2013 году Александр Омельченко таким предложением пренебрег в пользу Московского Музыкального театра (сейчас он работает вообще в Мюнхене), решили дать возможность выбора и добавили еще Московский музыкальный театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Мариинский или Михайловский театры.

Андрей Петров, Светлана Медведева, Михаил Швыдкой вручают призы. Фотографии предоставлены Фондом социально-культурных инициатив. Автор фото Вадим Преслицкий

На этот раз в конкурсе приняли участие 28 участников из 12 балетных школ России: Пермского, Новосибирского, Воронежского, Казанского хореографических училищ, Бурятского, Красноярского, Башкирского, Якутского хореографических колледжей и двух московских школ- училища им. М.Л. Лавровского и училища при театре танца «Гжель». Но в лидерах, как, впрочем, и всегда, оказались все те же две главные российские академии - Московская академия хореографии и Академия русского балета им. Вагановой. Им и достались практически все призовые места. Исключение было только одно – третье место и бронзовую медаль присудили представителю Пермского хореографического училища Алексею Хамзину, оставив таким образом за бортом лауреатов его брата близнеца Данилу Хамзина.

Золотой лауреат конкурса "Русский балет" (2019) Майкл Баркиджиджа. Фотографии предоставлены Фондом социально-культурных инициатив. Автор фото Вадим Преслицкий

Такая ситуация создала на конкурсе скандальную ситуацию. Ведь Данила Хамзин - фантастически одаренный танцовщик, неоднократный призер различных международных конкурсов. Прекрасно он выступил и на этот раз. Уже после первого его высоченного прыжка, который он сделал, танцуя вариацию Раба из балета «Корсар» - по залу пронесся восхищенный ропот. Помимо необыкновенно высоких с зависанием прыжков, у этого танцовщика (как и у его брата) длинные и очень красивые линии тела, прекрасные вращения, в наличии и музыкальность исполнения. И вдруг такой облом!

Но прилюдно нам демонстрировалась благодушная картина. Секретарь жюри прямо в зрительном зале, по ходу конкурса собирает у членов жюри оценки, выставленные ими по 10-бальной системе, и уносит их на обработку. А остальное уже, дело техники. Подсчитанные результаты оглашаются на сцене, и никаких закулисных обсуждений для жюри, вроде как не предусмотрено. Члены жюри и сами выслушивают свой вердикт как новость, что не исключает, однако, предварительного сговора.

Причина того, что один из самых вероятных претендентов на победу, её всё-таки не завоевал и даже не вошел в состав лауреатов, скорее всего кроется в наличии большого количества конкурентов: двух своих учеников привез заседавший в жюри Николай Цискаридзе, и одного, явного фаворита конкурса, выставила московская академия. Они-то в конечном счете и получили Гран-при, а также золотую и серебряную медали.

Дипломант конкурса "Русский балет" (2019) Данила Хамзин. Фотографии предоставлены Фондом социально-культурных инициатив. Автор фото Вадим Преслицкий

При этом и несправедливым, такое решение можно назвать только в отношении одного ученика Цискаридзе: серебряного лауреата, симпатичного и обаятельного финского танцовщика Марко Юлиуса Пиетари Юусела. Он хоть и выступил вполне достойно, на серебро, тем не менее, не тянул, и в техническом отношении по всем параметрам уступал Даниле Хамзину. Но и у братьев-близнецов критичное к себе отношение:

- Конечно недовольство небольшое собой присутствует, когда ты можешь лучше, а делаешь не на свой максимум, не так как ты можешь. Естественно, когда мы выступаем, мы волнуемся друг за друга и желаем друг другу выступить на высшем уровне. Но не всегда это получается – говорят мне близнецы.

Обладатель Гран-при конкурса "Русский балет" (2019) Дмитрий Смилевски. Фотографии предоставлены Фондом социально-культурных инициатив. Автор фото Вадим Преслицкий

А вот другой ученик Цискаридзе, получивший золото американец Майкл Джордж Баркиджиджа – просто поразил воображение. Он из Чикаго, родился в Америке, хотя мама у него русская, из Иркутска. По его собственному признанию, он мечтает только о Большом. Баркиджиджа заканчивает третий курс Вагановской академии, второй год учится у Цискаридзе, а до этого учился в канадской школе и в Чикаго. Ученик взял у своего учителя все лучшее, что было в его танце. Великолепная фактура, позировки, музыкальность, впечатляющая манера танца, очень напоминающая манеру его учителя, но не переходящая в манерность. Я бы даже сказал, в чем-то копирующая, эту манеру, но без присущей Цискаридзе на сцене жеманности. Баркиджиджа с шиком станцевал вариацию Люсьена из «Пахиты» и Мазурку из балета Сержа Лифаря «Сюита в белом» и наблюдать за его танцем было сущим наслаждением.

Вообще балет Лифаря «Сюита в белом» стал каким-то счастливым талисманом «вагановцев» (или теперь уже «цискаридзевцев») на этом конкурсе, потому что с другой вариацией из этого балета, под названием «Сигарета», соблюдая стиль, изысканно и очень успешно выступила и другая выпускница Академии Вагановой Александра Хитеева, завоевавшая серебро.

Бронзовый призер конкурса "Русский балет" (2019) Алексей Хамзин. Фотографии предоставлены Фондом социально-культурных инициатив. Автор фото Вадим Преслицкий

Надо признать, что Цискаридзе умеет выбирать для своих питомцев такой репертуар, который бы подчеркнул все их достоинства и затемнил недостатки. Потому что выступить в па-де-де Китри и Базиля, так как выступила, например, на этом конкурсе выпускница московской академии Елизавета Кокорева, будущей выпускнице «Вагановки» вряд ли бы удалось. В итоге Кокаревой (недостатком этой танцовщицы является большая по балетным меркам голова и невысокий рост) и досталось первое место и золотая медаль. Надо так же отметить, что очень помог этой танцовщице завоевать победу её партнер Денис Захаров из Большого театра, обладатель Гран-при прошлого конкурса «Русский балет».

Ещё один из призеров предыдущего конкурса и тоже танцовщик Большого театра Марк Чино в па-де-де из балета «Щелкунчик» станцевал с представительницей училища при театре танца «Гжель» Екатериной Клявлиной. Танец этой исполнительницы отличается необыкновенной легкостью, напевностью и чистотой. А в танце её партнера чувствовались четкость, филигранность и законченность каждого жеста: это очень перспективный, молодой танцовщик, способный со временем занять в Большом театре ведущие позиции. Достойно на конкурсе, показались и три другие ученицы училища «Гжель», из которых особо отметим темпераментную Милину Фидан.

Золотая медалистка конкурса "Русский балет" (2019) Елизавета Кокорева. Фотографии предоставлены Фондом социально-культурных инициатив. Автор фото Вадим Преслицкий

Обладателем главной награды, Гран-при этого конкурса, стал так же представитель московской академии Дмитрий Смилевски. Свои вариации «Голубой птицы» из балета «Спящая красавица» и Раба из «Корсара» он выполнил предельно чисто и на какие-то доли баллов обошел Баркиджиджу в конкурсном соперничестве. Смилевски и достался основной приз: стажировка в одном из четырех ведущих театров страны. Но окончательно сделать свой выбор в пользу Большого театра победитель пока не спешит: дело в том, что обладатель Гран-при этого года - потомственный танцовщик, и его родителями являются блестящие артисты, прима и премьер Московского Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Крапивина и Георги Смилевски. Дмитрий с детства рос за кулисами этого театра, поэтому и его выбор в пользу «Стасика» был бы столь же логичным, как и в пользу Большого…

Бронзовый призер конкурса "Русский балет" (2017) Марк Чино и дипломант конкурса Екатерина Клявлина. Фотографии предоставлены Фондом социально-культурных инициатив. Автор фото Вадим Преслицкий

- Впечатления какие-то нереальные, я не понимаю, что я сейчас чувствую… Радость? Или плакать хочется? До конца не верил, что я получу Гран-при. Хотя, конечно мечтал об этом – признается мне Дмитрий Смилевски по окончании конкурса.

- Вы согласны с коллективным решением жюри? Ваше личное мнение, как одного из тех, кто входил в его состав - интересуюсь я у члена жюри, руководителя балетной труппы Большого театра Махара Вазиева.

- Дело же не в том, что согласен я или не согласен. Уже принято решение, и оно уже озвучено. В целом, наверное, я согласен, но есть, у меня допустим какие-то вопросы. Но это личностное уже, скажем так. Мне казалось, что несколько человек тоже заслуживали быть отмеченными…

- Данила Хамзин, например…

- Не только он. Но говорить сейчас об этом, наверное, уже бессмысленно…

- Вы как руководитель балета Большого театра находитесь в таком положении, что можете понравившимся вам артистам предложить свою награду, присудить, свой, так сказать, личный приз- пригласить в труппу Большого театра. Вы уже решили кого вы позовете?

- Конечно.

- Вы готовы сейчас назвать эти имена?

- Нет.

- Но этих роскошных близнецов из Перми мы берем?

- Я пока промолчу…

- Ну тогда расскажите о ваших впечатлениях от этого конкурса?

- Это замечательный конкурс. Мне кажется, что это потрясающая возможность и для школ, и для педагогов, и для студентов, и конечно потрясающая возможность, для нас, руководителей, директоров театров, найти те кадры, которые уже в ближайшие полгода могут стать артистами балета или Большого театра, или других театров. Конечно я увидел очень много интересных танцовщиков. И в то же время, смотришь общий уровень: чего нам не достает, чего нам не хватает. В чем мы достигли действительно замечательного какого-то уровня… Этот конкурс нас обогащает. Я это без пафоса говорю. Это же конкурс студентов, а это самое главное… Это наше будущее! Поэтому у меня абсолютно замечательные впечатления.