Банану скандального итальянца Каттелана ответят скоропортящимся искусством Иорша

«Захотел трахнуть арт-рынок»

История работы Маурицио Каттелана — банана, приклеенного серым скотчем к стене, проданного за $120 тыс. и съеденного после — разнеслась по миру, как вирус. Арт-объект «Комедиант» стал мемом и поводом для бурных дискуссий. Ведь за внушительную сумму ушел скоропортящийся продукт. Художник, по сути, продал воздух — насмешку, идею. Такое концептуальное чудо возможно только в сытом солнечном Майами? И только с работой одного из самых дорогих художников мира? На эти вопросы ответит арт-эксперимент «МК», где каждый желающий сможет купить/съесть/свой вариант наши экспонаты, созданные известным отечественным художником с хулиганской фамилией Иорш.

Место действия — центр современного искусства «Винзавод», арт-ярмарка WIN WIN, бродильный цех.

Дата и время — 22 декабря (воскресенье).

Старт — 15.00.

«Захотел трахнуть арт-рынок»

Объект эксперимента — работа яркого художника и карикатуриста Алексея Иорша «Кушать продано». Представляет собой символ, без которого не обходится ни один новогодний стол в России. А именно — салат оливье, разложенный по холстам на ингредиенты. Рецепт — абсолютная классика: колбаска, горошек, соленые огурчики, картошка, морковь, яичко и майонез. Плюс напиток — классический советский лимонад «Буратино». Все эти компоненты мы приклеили серым скотчем (как у Каттелана) на квадратные белые полотна размером 50*50 см (привет «Белому квадрату» Малевича). Условия акции: мы выставим наши произведения на арт-ярмарке, где публика сможет сделать с ними все что заблагорассудится. Параллельно, за несколько часов до старта арт-акции, откроется онлайн-аукцион ArtSale.info, который завершится на следующий день в полдень. Мы не будем выставлять ценники на нашу арт-серию — пусть люди сами оценят искусство. Участникам аукциона и ярмарки, которые готовы купить арт-объекты, мы не можем гарантировать сохранность произведений: каттелановский банан съели; кто знает, как развернутся в России, где тоже любят покушать. Однако покупатель точно получит свою долю славы и холст за подписью художника. А может, и объект в первозданном виде. Акционизм — дело непредсказуемое, в этом и прелесть.

Цель эксперимента. Объект Каттелана — это не просто приклеенный фрукт, это художественный жест, идея, арт-шутка. Она сработала в Майами и была растиражирована тысячами блогеров, художников, галеристов, даже стала рекламной фишкой сети французских супермаркетов. Сработает ли подобный жест в России? Как его воспримут? Что с ним сделают? Какова будет реакция арт-среды? На все эти вопросы должен ответить наш эксперимент. Участником может стать каждый! Предыстория. Кто-то скажет — это уже было, «Комедиант» отыграл свой спектакль — кушать продано! Но позвольте, господа, идея банана не нова. Она существует еще со времен дюшановского «Писсуара», который поставил на утилитарный предмет лишь подпись и объявил его искусством. В 1960-х Пьеро Мадзони законсервировал свои фекалии и продал по цене золота. Художник Ив Кляйн вообще продавал воздух. Потому что искусство давно вышло за рамки холста, теперь это идея, высказывание, месседж, который может быть выражен в любой форме.

Собственно, почему банан на скотче — это искусство?

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Аукционист Владимир БОГДАНОВ: «Миссия банана — не прилепиться на стенку у эксцентричного коллекционера, а попасть прямиком в историю искусства. И с этим он уже справился. Скоропортящемуся плоду не нужен холодильник. О его вечной сохранности хорошо позаботились медиа, фотодокументация, Интернет и волна общественной дискуссии. Предельно лаконичное высказывание художника одни расценили как пощечину общественному вкусу и клоунаду, а другие увидели в нем концентрат достижений искусства последних 100 лет (реди-мейда, поп-арта, дерзких перформативных практик) и услышали важные вопросы. Где теперь новые границы? Куда дальше двигаться? В чем будущее искусства?»

Галерист Сергей ПОПОВ: «Каттелан рифмуется с Дюшаном: после французского пересмешника можно смело втаскивать на территорию искусства все что угодно, и многие этим только и занимаются. Итак, это скорее оммаж Дюшану, мягкий реди-мейд; а вместе с тем и Уорхолу с его маркировками желтыми бананчиками нью-йоркских мест нового искусства и тиражностью. Но это не только стебный оммаж классикам, это было бы слишком просто. Это еще и явная критика доставшего всех партиципаторного искусства, в рамках которого зрителям, пришедшим посмотреть на искусство, предлагается поиграть в пинг-понг или поесть супчика. Каттелан выворачивает этот метод и предлагает любоваться на то, что обычно едят. Чистая концептуальная работа».

Предельно кратко и доходчиво высказался глава отдела новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков: «Каттелан хотел трахнуть арт-рынок, и спекулятивный арт-рынок — большая прачечная — весело трахнулся».

Участник нашей арт-акции Алексей Иорш считает, что сегодня правила игры таковы: «Споры о том, что является искусством, а что нет, идут давно. Сегодня все сводится к тому, что если человек, который заявляет себя как художник, объявляет какую-то вещь искусством, то это является искусством. Многие скажут — я тоже так могу. Но сказать — легко, другое дело — сделать».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28155 от 19 декабря 2019

Заголовок в газете: Ответ «МК» банану Каттелана

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру