В мусоре нашли картину Айвазовского за $600 000

Четверть века назад ее украли налетчики

1994-й. Июльское прохладное утро. На крыше дома, чуть в стороне от шума Нового Арбата, появляются двое мужчин с альпинистским снаряжением. С чердака дореволюционной пятиэтажки злоумышленники по веревкам спускаются на балкон третьего этажа. Налетчиков интересовала квартира известной семьи медиков и коллекционеров русского искусства. Украденная тогда картина Айвазовского нашлась четверть века спустя - она стоит как минимум 600 тысяч долларов.

Четверть века назад ее украли налетчики

Воры выбрали момент, когда хозязин, мужчина за 70, остался один, семья уехала. Сигнализация была отключена. Преступники застали его спящим и легко обездвижили. В течение часа – уже через дверь – вынесли около 30 картин русских классиков. Финал громкого ограбления разворачивается прямо сейчас, четверть века спустя.

По факту грабежа трехкомнатной квартиры завели уголовное дело. Оперативное сопровождение по раскрытию преступления осуществлял 9-й отдел УУРГУВД г. Москвы. Вскоре большинство похищенных картин нашли и вернули владельцу. Кроме самых ценных – работы «Штиль в гавани» Айвазовского, двух Коровиных («Базар в Севастополе» и «Женщина у лампы с красным абажуром») и «Портрета Липницкой» Фонвизина.

Пожилой мужчина, на собрание отца которого польстились грабители, так и не смог оправиться от происшествия – скончался спустя несколько месяцев. Наследники, жена и дети, с трудом пережили утрату. И, конечно, не думали снова увидеть картины, украденные злосчастным летом 1994-го. Ох уж эти лихие девяностые, лучше не вспоминать.

Но спустя 25 лет одна из похищенных картин нашлась! Речь об утреннем пейзаже Ивана Айвазовского «Штиль в гавани» (холст, масло размером 72 на 102 см). Полупрозрачные лодочки, зеркальное море, застывшие облака.

– Айвазовского и еще три работы я внес в каталог «Внимание, розыск!» в 2006 году и дублировал в следующих каталогах. То есть везде, и в сети есть информации о том, что это украдено, – рассказывает «МК» Владимир Рощин, издатель каталогов «Осторожно, подделка!» и «Внимание, розыск!», выпускавшихся под эгидой Росохранкультуры в 2006-2011 годах. Открытый доступ к информации о похищенных произведений искусства позволил вернуть в Музейный фонд РФ и частные коллекции ценности на сумму около 10 млн долларов.

– Раздался звонок, – говорит Рощин, – парень на другом конце провода интересовался картиной Айвазовского «Штиль в гавани», которая висит у меня на сайте. А я хорошо ее помнил, потому что знал лично этого коллекционера и часто бывал в его доме. Мы встретились, я рассказал ему историю ограбления, а он мне свою невероятную историю…

Сергей пожелал сохранить свою личность в тайне, но рассказал детали чудесной находки: «Я был на старой печатной фабрике, у меня там склад. Искал потерянный заказ.

Осмотрев все стеллажи, полез искать в куче с ненужные коробками, остатками проволоки и стрейч-пленки. На глаза попался рулон обоев. Я удивился, потому мы печатаем баннеры, фотографии, рекламу, но не обои. Я взял рулон, и почувствовал, что внутри что-то есть. Осторожно развернул и увидел тубус. Внутри оказалась картина Айвазовского».

Дальше свое дело сделано волшебное слово «погугли!». В сети Сергей обнаружил картину среди краденных и решил вернуть владельцу. Безвозмедно.

Почему не продал или не повесил на стену дома? Все просто. Инфомация о розыске картины – в открытом доступе. Продать ее невозможно. Очевидно, именно по этой причине ее просто-напросто выкинули те, кто точно знали, что холст краденный. Преступники не могут конвертировать эту живопись в живые деньги.

По оценкам экспертов, возвращенная владельцам картина Ивана Айвазовского оценивается в 600 тысяч долларов. Теперь у них появилась надежда, что и другие похищенные картины вернутся. Так, два Коровина, до сих пор находящиеся в розыске, оцениваются в полтора миллиона долларов.

Приключения утреннего пейзажа классика так и остались окутаны тайной. Как и судьба грабителей. Они не были найдены. Основную часть картин после кражи похитители заложили в банк, где их и обнаружили правоохранители. Другие работы «сдали» реставраторы: когда им принесли краденое на экспертизу, они заявляли в полицию. Но все же участники дела ушли из-под следствия – их так и не поймали. Может, все дело в эпохе? Девяностые – время без законов, камер на улицах и интернета. Сегодня такой отчаянный грабеж невозможно представить в центре Москвы.

– Это не первый случай, когда люди возвращают краденые вещи, – говорит Рощин. – Многие просто не афишируют. Несколько раз в год такое происходит. Раньше у простого человека не было доступа к такой информации. Теперь есть, и это лишает преступления смысла.