Россия отказалась вернуть Польше картины, перемещенные в СССР во время войны

Зачем поляки вспомнили Мадонну

75-летие освобождения (или оккупации, по версии поляков) Варшавы там отметили очередным выпадом в адрес России. Польский МИД опубликовал в своем Твиттере изображения семи картин, по мнению ведомства, вывезенных из Польши Красной Армией. Осторожная подпись — «потери культурных ценностей в результате деятельности СССР» — и понятный подтекст: верните! Россия возвращать ничего не собирается. И.о. министра культуры Владимир Мединский заявил, что вопроса возвращения культурных ценностей не существует. И все же он то и дело всплывает, воспаляя генетическую память Европы.

Зачем поляки вспомнили Мадонну
Лукас Кранах Старший «Мадонна Глоговская».

Дискуссии вокруг «трофейного искусства» не затихают много лет, несмотря на то, что позиция России всегда была довольно однозначной: это право победителя. Сталин на всякий случай засекретил все «трофейное искусство», и о нахождении многих вещей в России зачастую становится известно только в последнее время. Исключительной стала история с Дрезденской коллекцией, возвращенной Германии в 1955 году из Пушкинского музея. Ельцин порывался повторить жест Хрущева, но Госсовет его удержал. А после принятия в 1998 году ФЗ №64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» вопрос вроде как был закрыт на законодательном уровне, и все «трофейное искусство» признано нашим национальным достоянием. И все же то и дело разные страны пытаются вернуть свое, потерянное после Второй мировой. С США тянется спор по библиотеке Шнеерсона, с Австрией — по экспонатам из Австрийской национальной библиотеки, с Грецией — по архиву еврейской общины города Салоники и т.д.

Польша тоже не впервые предъявляет претензии. Поляки уже давно считают, что три из названных картин находятся в Пушкинском музее. Самая известная работа принадлежит кисти немецкого живописца эпохи Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего — «Мадонна с младенцем» (дерево, масло, 43х33 см). Картина написана в 1518 году и чаще зовется «Глоговской» — до конца войны она хранилась в церкви польского города Глогов, который был серьезно разрушен в ходе сражений между советскими и немецкими войсками. Впрочем, последний немецкий настоятель в Глогове ксендз Генрих Вернер утверждал, что в 1943 году картина была перевезена в маленький городок на западе страны Лондек-Здруй. И там уже, в июне 1945-го, она попала в руки майора Моссева, вывезшего ее в СССР. В 2004-м Польша обнаружила информацию о картине на сайте Пушкинского музея и потребовала вернуть — как и работы «Лесной пейзаж» Яна Брейгеля-старшего и «Птичий двор» Даниэля Шульца.

Позиция музея здесь созвучна министерской. Некогда директор, а ныне президент ГМИИ Ирина Антонова назвала претензии Польши голословными. Ее мнение по этому вопросу хорошо известно: нельзя допускать передела музейных коллекций — это приведет к хаосу. Действительно, если мы сейчас начнем вывозить из Лувра все, что туда попало благодаря наполеоновским войнам, или вывозить из Британского музея античные скульптуры, то к чему это приведет?

Впрочем, в списке польского МИДа есть и картины, по которым вопрос закрыт даже не в России. Речь о работе «Девочка с голубем» Антуана Пэна — француза, ставшего придворным прусским художником в 1711-м. Вокруг нее давний спор. Еще пять лет назад антиквар Александр Хочинский выиграл суд в Нью-Йорке и избежал экстрадиции в Польшу. Республика обвинила Хочинского в том, что он незаконно присвоил как раз картину «Девочка с голубем». Сам антиквар утверждал, что получил ее в наследство от отца и ничего о происхождении не знает, и доказал свою право на живопись юридически. Де-факто Манхэттенский федеральный суд уже поставил точку в этой истории.

В списке — еще три картины: работы «Мадонна с младенцем и попугаем в пейзаже» неизвестного художника XVI века, «Портрет Иоганна фон Шварцвальдта» Ганса Гольбейна и «Диптих зимних полей» голландского художника XV века. Об их судьбе ничего не известно. Но это не шедевры первой величины, как остальные картины. Как и сама попытка выпада в адрес России. Громкая, но бессмысленная.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28173 от 20 января 2020

Заголовок в газете: Зачем поляки вспомнили Мадонну?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру