Александр Ширвиндт: «Оставаться в театре, чтобы вызывать усмешки или сожаление, не стоит»

Популярный артист опроверг слухи о своем уходе с поста худрука

15.02.2020 в 11:47, просмотров: 47051

Москва кипит слухами: «Александр Ширвиндт уходит из «Сатиры». Оставляет кресло худрука». Слухи эти оказались сильно преувеличены, но все-таки не беспочвенны. Основания к ним дал сам Мастер, который не в первый раз уже бросает в воздух что-то вроде: «Я уже старый». Какие выводы из этого стоит сделать? Где правда, а где шутка, королем которой всеми в театральном мире (и не только) признан Александр Анатольевич.

Александр Ширвиндт: «Оставаться в театре, чтобы вызывать усмешки или сожаление, не стоит»

Чтобы избежать кривотолков, звоню Ширвиндту.

— Александр Анатольевич, ваш возможный уход из «Сатиры» — это правда или шутка?

— Я действительно все время про это рассуждаю, потому что надо жить не только сегодняшним днем, а думать о будущем. Ты же видишь, что кругом происходит: снаряды падают все ближе (он имеет в виду уход из жизни своих друзей и ровесников, худруков ведущих столичных театров Марка Захарова и Галины Волчек. — М.Р.). А значит, я про это думаю. Вопрос непростой, но понимаешь, оставаться в театре, чтобы вызывать усмешки или сожаление... не стоит.

— Согласна, это непростой и весьма деликатный вопрос для человека, который, по сути, полвека проработал в театре и двадцать лет руководил им, отвечал не только за себя любимого. Но тут, может быть, самый важный вопрос — кто придет на смену? Важно, чтобы это был не формальный назначенец.

— В том то и дело, а «рынок» наш бедный. Режиссера толкового на постановку совсем не просто найти, а уж худрука...

— Вот Сергей Газаров — артисты вашего театра говорят о нем.

— Артисты много чего говорят.

— Но именно Газарова часто стали видеть на спектаклях в «Сатире». Можно всерьез рассматривать его кандидатуру в качестве вашего преемника?

— Я сам пригласил Сергея на постановку. Посмотрел его «Ревизора» в «Табакерке», мне он очень понравился, я и позвал. Мне кажется, он понимает природу нашего жанра, у него с юмором все в порядке.

Действительно, проблема смены худруков и по сей день остаётся самой актуальной для российского театра. Она обостряется, когда руководитель театра подходит к определенной возрастной черте. И то, что Александр Ширвиндт озвучил, пусть не впрямую, мысль о приемнике, можно расценить, что он готов перейти  к дальнейшим и конкретным действиям. 

Но тут справедливости ради стоит сказать, что он не первый, кто  озаботился решением  этого вопроса. Галина Борисовна Волчек на последнем в своей жизни сборе труппы (1 октября 2019 года) напрямую обратилась к артистам со словами: "Помогите мне найти такого человека, который мог бы любить и думать о театре". Не успела найти, в результате Департамент культуры назначил. Единственный, кто два года назад озвучил имя своего преемника, был худрук РАМТа, активно действующий режиссёр Алексей Бородин. Он назначил молодого режиссёра Егора Перегудова главным режиссёром, таким образом чётко обозначив преемственность в переходе власти. Но его примеру почему-то никто не последовал.