В последней кинороли Ефремов пророчески сыграл "адвоката Пашаева"

Герой в картине Сергея Кальварского "Процесс" весьма напоминает защитника актера

В появившейся в сети короткометраже «Процесс» Сергея Кальварского Михаил Ефремов предстал в своей последней перед ДТП кинороли: он сыграл адвоката,  даже физиономически похожего на Эльмана Пашаева. 

Герой в картине Сергея Кальварского "Процесс" весьма напоминает защитника актера
Кадр из фильма "Процесс" Сергея Кальварского

Адвоката Ефремов играл и раньше – в «Инородном теле» классика польского кино Кшиштофа Занусси «Инородное дело».  «Процесс» снят режиссером, актером и  телепродюсером  Кальварским,  за плечами которого немало знаковых для нашего времени событий, начиная от концерта в Петербурге, который он вел и где был убит Игорь Тальков, заканчивая  избирательной президентской кампанией Ксении Собчак, куда он вошел в 2018-ом. Кальварский снимал видеоролики Пугачевой, Киркорова, Вайкуле и Баскова, стоял у истоков популярных телешоу «Вечер с Максимом Галкиным», «Минута славы», «На ночь глядя».  

В 2012 году на Московском международном кинофестивале показали его картину «Марцефаль» о лихих 90-х с участием Михаила Ефремова и Федора Бондарчука, снятую еще в 1998 году, но в силу загадочных обстоятельств пролежавшую несколько лет без дела. Много тогда было сказано слов о появлении нового и талантливого режиссера. Особенно активно обсуждали Бондарчука и то, какой путь он прошел спустя время - из серии «Знаете, каким он парнем был». 

Уже в новейшее время Кальварский стал директором по развитию адвокатской коллегии и в 2019-ом сделал короткометражку «Картина» о художнике (актер Юрий Чурсин), чья картина оскорбила сильных мира сего и чувства верующих. Религиозные активисты и политики объявили ему войну, и герой обратился за помощью в коллегию адвокатов, соответственно ту, которую продвигал режиссер фильма.    

«Процесс» сделан в период карантина, когда все дружно бросились снимать в скрин-лайф. Его премьера, намеченная на 19 июня, была отложена по  гуманистическим соображениям. 8 июня  в Москве произошло смертельное ДТП с участием Ефремова, и лишний раз не хотелось привлекать внимание к его персоне.

Идея «Процесса» возникла гораздо раньше карантина. Драматург Валерий Печейкин написал трагифарс на тему суда, навеянный, по всей видимости, делом «Седьмой студии». Но COVID-19 внес свои коррективы. А после ДТП с участием Михаила Ефремова все воспринимается под знаком этого страшного события.  Такого трагифарса не смог бы вообразить  даже самый выдающийся драматург. Жизнь почти всегда мощнее искусства.   

Заседание суда проходят в зуме. Герой Ефремова участвует в них в качестве адвоката Сафарова Валерия Валерьевича. Он физиономически и пластически напоминает адвоката Пашаева. Герой Ефремова  защищает совсем молодого  парня, которого обвиняют как зачинщика онлайн-митинга. 

В роли судьи - Юлия Ауг, прокурора - Роман Мадянов, судебного пристава - Максим Виторган, который и открывает судебное заседание словами: «Всем встать, суд идет, короче». Судья долго выясняет: «Так, ну, кто там обвиняется?». Бумаги перед ней чистые, а решение давно вынесено. Поскольку никто не знает ничего об обвиняемом, то обращаются к адвокату: «Ты своего подзащитного помнишь?» Но у него звука нет, поэтому он в своем окне демонстрирует уважаемому собранию собственную задницу, и все догадываются, что фамилия обвиняемого - Попов. 

Шутки у участников процесса такие: «Лучше в зуме, чем в зоне», «Лучше сидеть перед камерой, чем в ней». Судья признается: «Мне что говорят, то я и делаю. Кому трешечку, кому пятерочку». Крошке-сыну, причем общему с Сафаровым, она объясняет, что иначе мандаринчиков не купишь. Ефремову  особо и играть нечего. Он сидит в кадре, и этого довольно. Хотя бы не наигрывает, не в пример некоторым своим коллегам. Финальные слова фильма отданы адвокату, и Ефремов обращается к своему экранному сыну: «Пока у мамы звонит старый телефон, у нас с тобой всегда будут новые». 

Вся кинопродукция карантинного периода имеет свою метку. Пожалуй, ее единственная ценность в том, что это документ  странного времени, свидетельство новой для всех нас эпохи. Особыми  творческими победами она  пока не отмечена.  Каждый сидит у себя дома перед компьютером, и мы видим его в одном из окон на экране.  В таких обстоятельствах сложно сделать что-либо выдающееся, если нет сумасшедшей концептуальной идеи. Посмотрим, что сделает Андрей Кончаловский, скрин-лайф проект которого с участием обычных людей со всей страны,  еще не обнародован.  

Читайте материал "По делу Ефремова покаялся участковый: "подстава" привела к Пашаеву"

Приговор Ефремову в фотографиях: взгляды и страсти

Приговор Ефремову в фотографиях: взгляды и страсти

Смотрите фотогалерею по теме