Выставку представят в Новой Третьяковке 23 апреля, а осенью она отправится в Дрезден. В экспозицию войдет более 300 произведений: около 200 живописных полотен, а также рисунки, архивные материалы и уникальные экспонаты из десятков немецких и российских собраний.
Проект готовился три года и несколько раз сдвигался из-за пандемии. И так совпало, что анонсировали проект как раз в тот момент, когда отношения России с ЕС, мягко говоря, сошли на нет. Однако культурные связи и политические – истории разных уровней. Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил: «Эта выставка станет серьезной вехой в развитии российско-немецких отношений. Немецкий романтизм сильно повлиял на русское искусство. Уверен, что эта выставка даст серьезную пищу для ума». С ним трудно не согласиться, ведь проект не только представит романтизм в историческом контексте – это размышление о свободе в целом, о творческом мышлении и индивидуальности. Выставка будет организована так, что дать зрителю свободу выбора.
– Мне было важно показать, что такое свобода и несвобода, сила и слабость. Я представил себе это как двойную спираль, которая отражает близость и расхождение путей России и Германии, – рассказывает архитектор проекта Дэниаль Либескинд. – Выставка будет построена по принципу лабиринта, перекликающегося с греческим мифом о Дедале.
Создатель Кносского лабиринта Дедал продумал его настолько остроумно, что вероятность побега практически равняется нулю. Чтобы выбраться из лабиринта самому, изобретатель создал крылья и вместе с сыном улетел. Но Икар был беспечен и слишком близко подлетел к солнцу, что и сгубило его… Этот древний сюжет стал основой концепции с философской драматургией: с одной стороны, зрители смогут свободно перемещаться в пространстве (будет выбор – идти прямо, налево или направо), с другой – лабиринт подразумевает под собой ситуацию несвободы. На выставке будет 10 разделов, их пересечение создаст ритм проекта: это будто бы линии между Дрезденом и Москвой, которые раскрываются в противоречии, – добавил Дэниаль.
Выставка не будет сконцентрирована только на живописных произведениях. С помощью многочисленных документов и артефактов эпоху зарождения романтизма представят как художественное течение и философию с разных сторон. Речь пойдет и о музыке, и о религии, о литературе, и о политике.
В лабиринте зрители найдут исторические и символические инсталляции. Будет, например, воссоздан кабинет одного из представителей романтизма. В сердце лабиринта встретятся протагонисты: Александр Иванов, Алексей Венецианов и Каспар Давид Фридрих, Новалис и Гоголь. А работы Гвидо ван дер Верве, Джеймса Тарелла, Николая Полисского, Хироси Сугимото, Андрея Кузькина, Сьюзен Филипс, Вольфганга Тильманса помогут зрителям увидеть романтизм глазами человека XXI века.
– Выставка представит искусство мирового уровня из немецких и российских коллекций, – говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Мы хотели показать способ творческого мышления, который сформировался в начале ХIХ века и которым мы руководствуемся до сих пор. Подготовке проекта предшествовала напряженная работа: нам пришлось дважды переносить сроки открытия выставки. Эта выставка станет мощнейшим поводом задуматься о художественной функции.