На выставке «Слишком много свободы» дети построили Россию из комнат Раскольникова

Черный ящик подросткового мира

  Бывает ли свободы – слишком много? Актуальный вопрос сего дня и вечности более 250 ребят в возрасте от 13 до 18 лет осмысляли весь учебный год, а теперь выдали ответ как на экзамене – в виде огромной отчетной выставки в Музее Москвы. Парадокс в том, что в проекте о свободе количество ограничений зашкаливает. Подростки создают инсталляции, где можно спрятаться. Строят «Комнату Раскольникова» или собственную «келью», чтобы остаться наедине со своими мыслями.

Черный ящик подросткового мира

Если бы я писала сказку, то начала как в детской пугалке: в черной-черной комнате… Выставка «Слишком много свободы» напоминает огромную черную коробку, где ты сталкиваешься с подростковыми проблемами и страхами, эмоциями и мечтами, с грустью и юмором (иногда под цвет стен – черных). Коробка забита детскими ощущениями под завязку – здесь больше сотни больших скульптур и пространственных инсталляций. В независимой школе «Каскад» участники этой выставки долго изучали (заметим – бесплатно) язык современного искусства, его историю и героев, и теперь на этом языке рассказали о своем – волнующем. Оттого, очевидно, смотрятся – по форме – как заученный и апробированный урок, но это не важно, главное – суть. Содержание работ. Месседж. О чем важно говорить современным детям, которые вот-вот вступят во взрослую жизнь? О чем сложно говорить?

«Черный ящик» подросткового мира довольно сложно устроен. Выставка разбита на сектора-зоны, которые создают своеобразный лабиринт. Его карта встречает на входе: уже от нее голова идет кругом, особенно, если читать все пояснения и вопросы проекта. Первая же бросающаяся в глаза инсталляция соединяют русского философию и подростковый нигилизм. 

Перед нами комната Раскольникова. Комнатка – небольшой куб из ДСП с окном из дверью – с внешней стороны обклеена ностальгическими обоями с березками. Внутри простая кровать с помятым бельем, стол и коричневый мешок, видимо, с отрубленной головой старушки-процентщицы…

17-летняя Алина Бостынец не на шутку увлеклась Достоевским и интерпретировала его так: «Куб обклеен фотообоями с березами и это символизирует открытые пространства, которые чаще всего ассоциируются с Россией, эти луга, леса, поля, березы. А внутри это то, как я вижу обратную сторону медали, я визуализирую это с помощью образа, введенного Достоевским в «Преступлении и наказании», комнаты Раскольникова. Автор ее описывает то как шкаф, то как гроб... На мой взгляд, Россия проявляется в таких маленьких, закрытых, сепарированных друг от друга пространствах точно так же, как и в огромных просторах…»

  Обратная сторона медали есть в каждом произведении. И не всегда она очевидна. Инсталляция в виде разбитого зеркала, например, поднимает вопросы классовых отношений. Почему за рабочих высказывают люди, которые не представляют себе физический труд? Почему детей пугают: будешь плохо учиться станешь дворником или сантехником? Почему мы никогда не задумываемся, что вещи, которые нас окружают, созданы какими-то людьми на фабриках и заводах, в них вложен огромный труд, который общество обесценивает? Такими вопросами задавалась Аня Собитнюк 17-ти лет, когда, переодевшись в рабочий костюм, бросала металлический ключ в зеркало перед собой.

Или вот, например, совершенно стерильная комната и идеальной белой мебелью (кровать, стол, стул). Только под одеялом обнаруживает яркий розовый цвет, облаченный текст. История как страшный сон – о студентке, которая вдруг перестала говорить. Что-то щелкнуло в голове и слова больше не складывались в предложения, вдруг все люди вокруг исчезли, и девушка осталась одна в заброшенном городе. Похоже на фобию, порожденную пандемией и стрессом от самоизоляции. Но нет, это реальная история девушки с биполярным расстройством, которую автор работы Василиса Пшеничникова нашла в сети. Тем же заболеванием страдает подруга и отец девочки. Василиса хотела поговорить на татуированную тему и сказать: «Если ты с этим столкнулся или боишься признать у себя что-то, нужно обратиться за помощью». Но, кажется, человеке как социальном существе, которое одновременно стремится к «нормальности» и «индивидуальности». Стремиться быть принятым обществом, сохраняя самого себя.

На выставке много разных интересных образов – инсталляции из бутылок, где можно запереть свой секрет, шкаф с редкостями, которыми становятся что-то твое сокровенное, весы, которые показывают не цифры, а болезненные слова: «ты никто» или «тебя никто не любит». Каждая история – вещь в себе, «черный ящик». И самая пронзительная – по форме самая простая. Перед нами комната подростка с письменным столом, на котором лежит дневник. Зрителям предлагается написать свой секрет в тетрадку или оставить пожелание для автора – 15-летней Саши Каблуковой. В текстах – самые сложные вещи, о которых дети бояться говорить. В этих записях «свобода» звучит без слова «слишком», это свобода «вопреки», а иногда «назло». Как современное искусство. И в то время признание границ – того самого «слишком».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру