Молдавский художник нарисовал Киркорова в образе Воланда

Героями «Мастера и Маргариты» стали «звезды»

 Валентин Гафт в роли Понтия Пилата. Моргенштерн в образе Ивана Бездомного. А Коровьев – Александр Петров. Главный в банде – Воланд, он же Филипп Киркоров. На картинах художника из Молдовы Алексея Гурского герои нетленного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» являются в лицах – известных персонажей поп-сцены. Кинематографический комикс, написанный акрилом, создан к 130-летию писателя. Куратором выставки Loving Bulgakov в Галерее «Здесь на Таганке» выступил ее главный герой – король поп-сцены Филипп Киркоров. 

Героями «Мастера и Маргариты» стали «звезды»

Проект во всех отношениях получился попсовый и исполнил давнюю мечту инициатора выставки Андрея Бартенева о диалоге современного искусства и поп-звезд. Здесь и правда классика вступает в интересное взаимодействие с героями современного шоу-биза и образами масс-культуры. Картины написаны в стиле комиксов Marvel. Потолок небольшого зала в Галерее «Здесь на Таганке» украшают черные шляпы, нависающие над головами зрителей. В этом головном уборе нередко появлялся Михаил Булгаков, да и Филипп Киркоров имеет знатную коллекцию шляп. Оформление добавляет экспозиции гламурности, которой переполнены живопись и сама идея выставки. Градус поп-культуры здесь зашкаливает – именно этого и добивались создатели проекта. 

Картины исполнены в стиле поп-арта и наминают затейливые игральные карты. Художник Алексей Гурский на видео, которое показывается на выставке, подробно комментирует каждую работу, обращая внимание зрителя на детали и символы, и предлагает нам самим додумать некоторые из них. 

«Маркеры» повторяются в разных картинах, связывая историю в единый «роман». Вот обнаженная Маргарита (в этом образе продюсер и возлюбленная художника – Ева Клейменова) летит над Москвой на святящейся красной метле, напоминающей мистический и всемогущий артефакт из Вселенной Marvel – Жезл Ватумба. Под ее ногами сталинская высотка и Москва-Сити, где в одной из башен светится буква W – знак Воланда. Тут на ум приходят сразу несколько ассоциаций – со всевидящем оком из «Властелина колец» и Бэтменом, чей символ зажигался над Готэм-сити в минуты опасности. Образ Маргариты в свою очередь возникает на портрете Коровьева: у него из кармана торчит игральная карта с силуэтом ведьмы, летящей на метле.

Гламурный кот Бегемот сидит в кресле, словно Аль Капоне, держа в одной руке автомат, а в другой – бокал с виски. На коленях у него примус, и, чтобы не было никаких сомнений, рядом надпись «prymus». Зловеще блестящие глаза Бегемота можно обнаружить и на портрете Маргариты. Силуэт кота возникает и в окне трамвая, который отрезал голову Берлиозу. На этой картине изображен не кто иной, как Леопольд Абербах – тот самый редактор и литературный критик, от которого натерпелся Булгаков (и не он один) и который стал прообразом персонажа, с чьей скоропостижной кончины начинается роман «Мастер и Маргарита». Над его отрубленной головой со светящимся красным крестом на лбу красуется черная надпись, написанная классиком в 1924 году: «Возненавидел редакторов и буду ненавидеть их всю жизнь». 

Портреты главных героев выставки расположились напротив: Булгаков и Киркоров в образе Воланда смотрят друг на друга свысока. Писатель в декадентском образе – в бабочкой и в шляпе, а за его спиной красная надпись: «Не горел». Воланд с черными крыльями за спиной сидит перед шахматной доской, в центре которой собор Василия Блаженного, и вопрошает нас: «Сыграем?»  

 Игра образов и смыслов у Гурского довольно прямолинейная и попсовая, но не банальная. Ссылки на личную и литературную историю Булгакова и связи современной масс-культурой любопытно рассматривать и считывать. Так что мистический комикс отыгран в заданном жанре, стоит отдать должное его автору и куратору выставки. 

Добавим, что выставка стала одним из последних проектов Андрея Бартенева на посту куратора галереи «Здесь на Таганке». После открытия он снял с себя полномочия, его должность пока остается вакантной. Руководство Объединения «Выставочные залы Москвы» пока не решило, кто возглавит галерею после известного художника. За те годы, что Андрей занимался арт-площадкой, она стала одной из самых популярных в Москве. У галереи на Таганке есть свое лицо и стиль. Яркий, эффектный, позитивный, несколько попсовый, но при этом выдержанный и вдумчивый. Остается надеяться, что кто-то из его команды продолжит дело.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру