Иностранные архитекторы начали отказываться от сотрудничества с Россией

Многие имиджевые проекты теперь под вопросом

Британский архитектор Дэвид Чипперфильд, который должен был превратить здание московского Центрального телеграфа на Тверской улице в многофункциональный комплекс, отказался от сотрудничества с Россией из-за ситуации на Украине. Такое же решение приняло архитектурное бюро Заха Хадид, которое до последних дней работало над новым зданием филармонии в Екатеринбурге. Голландец Рем Колхас, который собирался вот-вот приступить к реконструкции Новой Третьяковки, хранит молчание. Зато японский архитектор Кэнго Кума не собирается отказываться от осуществления проекта Театра Камала, который собираются построить в центре Казани. Похоже, что многомиллиардные строительные проекты теперь будут заморожены. Однако, уверяют эксперты, исход иностранных компаний с отечественного строительного рынка не затронет жилье эконом- и комфорт-класса. 

Многие имиджевые  проекты теперь под вопросом
Проект строительства нового здания Татарского театра имени Галиасгара Камала. Фото: пресс-служба бюро «Ваухаус»

Многие имиджевые архитектурные проекты теперь под вопросом, но не все, и, кажется, не навсегда. К тому же, многие из «отказников» еще не начали реализовывать своих проекты. Бюро Дэвида Чипперфильда успело выиграть конкурс на реставрацию московского Центрального телеграфа, историческое здание на Тверской улице подготовили к работам, дальше дело не зашло. Британский архитектор собирался управиться к началу 2024 году (заметим, что стоимость осуществления проекта не озвучивалось, но речь определенно шла о внушительных суммах). Однако мировая повестка нарушила планы.  На странице британского архитектурного бюро появилось сообщение о том, что оно «решило приостановить все работы в России» и «осуждаем действия» России на Украине. Тут стоит обратить внимание на формулировку: «приостановить» – не значит отказаться навсегда. И все же после такого выпада, не факт, что Россия захочет реализовать проект британца. Время покажет. Но, очевидно, что этот проект подвис. 

 Бюро, основанное покойной Захой Хадид, в отличии от коллег на своем официальном сайте не высказывалось по поводу ситуации на Украине. Заявление сотрудников ирако-британского бюро прозвучало в иностранных СМИ. Свердловская филармония поспешила заявить, что никаких писем от архитекторов там не получали. Бюро Заха Хадид выиграло международный конкурс на строительство нового корпуса филармонии в Екатеринбурге в 2018 году. Проектирование обошлось в 2 миллиарда рублей. Еще 15 необходимо, чтобы воплотить проект в жизнь. На данный момент стройка еще даже не началась. Первый этап был подготовительным – успели только расселить и снести жилой дом рядом с действующей филармонией, где планируется развернуть стройку. Даже до котлована дело не дошло. Завершить работы собирались в 2023 году — к 300-летию Екатеринбурга. 

  Швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron тоже отказалось от сотрудничества.  Впрочем, сейчас у швейцарской фирмы нет никаких контрактов с Россией. Архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон участвовали в конкурсе на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Тучков буян» на набережной Невы, но заняли второе место, а первое досталось архитекторам из Санкт-Петербурга. Правда, Пьер де Мерон входит в градостроительный совет фонда «Сколково», и это единственная нить, которая, видимо, будет порвана. 

 Рем Колхас должен был заняться реконструкцией Новой Третьяковки в этом году. Голландский архитектор уже подготовил концепцию, она была одобрена. Он собирался приступить к реализации проекта в конце этого года или начале следующего (тут все зависело от того, когда будут выделены средства). Голландский архитектор, который имеет успешный опыт работы с Россией (он, например, реконструировал здание музея «Гараж» в Парке Горького), пока не реагировал на политическую ситуацию. Так что делать выводы о дальнейшем его участии в преобразовании музейного здания на Крымском валу рано. 

  Впрочем, не все архитекторы категорично высказываются или предусмотрительно отмалчиваются. Не так давно в Казани подвели итоги международного конкурса на проект строительства нового здания Татарского театра имени Галиасгара Камала. Его собираются возвести в центре столицы Татарстана на берегу озера Кабан. В конкурсе участвовали ведущие мировые архитекторы, в том числе бюро Захи Хадид, однако победа досталась совместному проекту, подготовленному российскими специалистами (бюро «Ваухаус» из Москвы и архитектором Германом Бакулиным из Казани) и японским архитектором Кэнго Кума. Организаторы архитектурного конкурса на концепцию театра сообщили «МК», что на настоящий момент работа над проектом продолжается. 

    Заметим, что новое здание Театра Камала должно стать символом города. Новое здание будет напоминать гигантский ледяной цветок и особенно эффектно должно смотреться зимой, визуально сливаясь с замерзшим озером. По предварительным оценкам, строительство обойдется в 7 миллиардов рублей.

  В общем, уход иностранных архитекторов с российской территории – не массовое, а, скорее, точечное явление. По крайне мере, пока. Впрочем, даже если все иностранные архитектурные проекты в нашей стране будут заморожены, это скажется только на крупных имиджевых историях и на элитном жилье. И то, иностранцам смогут найти замену, своих архитекторов, работающих на высоком уровне, у нас хватает. А на жилье эконом- и комфорт-класса новая реальность почти не отразится, уверен руководитель строительной фирмы Александр Горячев. 

  – В сложившихся обстоятельствах пострадает только «элитка», – рассказал он «МК». – Крупные архитектурные проекты, да, заточены на иностранные материалы и оборудование, но это потому, что зарубежные специалисты предлагают то, что знают. Все реально заменить продукцией отечественных производителей. И у нас достаточно хороших проектировщиков, чтобы делать серьезные масштабные проекты. Нынешняя ситуация только подстегнет их, думаю, быстро активизируются. Тоже касается отечественных производителей материалов и оборудования. Жилье эконом- и комфорт-класса не пострадает. В этом секторе мы и так опираемся на свою строительную базу. Дефицит может быть связан только с технологическим оборудованием и отделочными материалами – это касается систем водо- и теплоснабжения, вентиляционного оборудования. Но и тут есть отечественные аналоги. Например, российские лифты делаются на уровне. На сегодняшний момент есть строящиеся элитные объекты с дорогостоящим западным оборудованием, вот они могут превратиться в долгострой. Придется перепроектировать и переходить на российские аналоги. Но новые проекты уже будут делаться с учетом импортозамещения.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру