В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова

Прошел вечер памяти «Немного тишины…»

В МХТ им. Чехова в честь 95-летия со дня рождения реформатора театра, выдающегося актера и режиссера Олега Ефремова прошел вечер памяти. На сцене только нынешний худрук театра Константин Хабенский, танцовщик Сергей Полунин, пианист Андрей Коробейников и… дух Ефремова.

Прошел вечер памяти «Немного тишины…»
Константин Хабенский на вечере памяти.

Константин Хабенский в силу возраста и географии жизни Ефремова лично знать не мог. Видел однажды. Не знали его лично ни Сергей Полунин, ни Андрей Коробейников. Зато в зале было немало людей, друживших с ним, выходивших на одну сцену. А на ней в тот вечер было два мхатовских занавеса с чайкой — обычный, отделяющий партер от сцены, и внутренний, за которым большой экран. На экране — Олег Ефремов. Он говорит о том, что всем нам не хватает сосредоточенности и тишины. Отсюда и название юбилейного спектакля «Немного тишины…», который поставил ученик Олега Николаевича, режиссер Николай Скорик. Ефремов руководил этим театром тридцать лет. Пришел в 1970-м и проработал до своей смерти в 2000 году, когда ему было всего 72 года.

Собрались артисты, политические деятели, родственники. Пришли Михаил Швыдкой, друживший с Ефремовым много лет, Александр Кибовский, Владимир Урин, Сергей Гармаш, Евгений Киндинов, Авангард Леонтьев, Марина Брусникина, Игорь Верник, дочь Ефремова Анастасия и его внучка. Не было только Михаила Ефремова, находящегося в местах лишения свободы, который поразительно похож на отца. Его отсутствие физически ощущалось. Он сделал биографию отца трагичной уже после его ухода.

Авторы спектакля извлекли неизвестные ранее материалы и документы из фондов музея МХТ. Константин Хабенский начал с чтения письма, написанного Олегом Ефремовым в 1948 году из Гурзуфа родителям. Затем зачитал его юношеские стихи, дневники. Их было два — жизненный и творческий c записями про девушек, в которых был кратко влюблен, про служение театру. Пожалуй, самое удивительное то, что Ефремов писал стихи, о чем почти никто и не знал. Их обнаружили в фондах музея, как и письмо восьмиклассника Олега Ефремова, датированное 1943 годом, на имя генерал-майора Борисова. Он обращался с просьбой принять его в военную спецшколу в Куйбышеве. Хотел быть полезным родине в трудный час. Ответа или не получил, или он не сохранился. В музее нашли и клятву верности театру, данную в 1947 году вместе с однокурсником, будущим журналистом и зятем Хрущева Алексеем Аджубеем. Текст немного пафосный и наивный по нынешним временам. А скреплен он был подписями из собственной крови. Ефремов с экрана расскажет, как это было. Мистика, но хранившаяся долгие годы в архиве бумага сохранила цвет чернил, а кровь со временем исчезла. Произошло это после ухода подписантов из жизни.

Самый трогательный эпизод связан с появлением на экране отца Олега Николаевича, уже немолодого человека, который попытался объяснить, откуда в его сыне артистизм, тяга к актерской профессии. Никто в родне к искусству не причастен. Вот только фамилия прабабушки наводит на размышления.

Шутова она была. А фамилии-то всегда неслучайны — напрямую связаны с профессиями и умениями их носителей. Очевидно, какие-то шутовские корни в роду имелись.

Много времени уделили постановке «Трех сестер». Ефремов репетировал в костюме и галстуке. Теперь такого не увидишь. Он что-то объяснял Андрею Мягкову и Вячеславу Невинному, самому интересному в своих естественных реакциях актеру. Надо так надо — исполнит волю режиссера без лишних вопросов. При этом они на ты, но уважения не меньше. Вдруг Ефремов пускается в пляс. Продолжается это долго и прямо на репетиции. Опять-таки невозможно представить, кто на такое способен сегодня. Артист в Ефремове неистребим.

Его кумирами были Пушкин, Чехов, Станиславский. Об этом скажет Константин Хабенский. Его чтение от автора периодически прерывали музыкальные вставки, когда страстный пианист Андрей Коробейников исполнял произведения Шостаковича и Скрябина. Сергей Полунин в обычных брюках, не в балетном трико, периодически танцевал, и выглядело это как-то экзотично. В какой-то момент раздался звук колоколов, и он совершал на сцене прыжки, летел как черная птица, а с экрана на нас смотрел печальный Ефремов в гриме Бориса Годунова, завершившего его актерский путь. Облачение царское, а сам такой земной и усталый. Что-то трогательное есть в этих кадрах. А потом вдруг все оборвалось без коды и раньше обещанных полутора часов. Осталось ощущение недосказанности. Сердце не щемило, дух не захватывало, хотя в судьбе Ефремова оснований для этого хватало. Кое-что вспомнили, о чем-то новом фрагментарно рассказали. Кто ничего не знал о Ефремове, с тем и ушел, зато увидел много знаменитостей. Для такого человека этого все-таки мало.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28883 от 5 октября 2022

Заголовок в газете: Кровь Ефремова исчезла

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру