Конструктивизм осмыслят в слоистом пироге

Завершена реконструкция легендарного памятника начала века

Хлебозавод №5 — одна из важных точек в истории конструктивизма. Здание было построено по проекту архитектора Александра Никольского и инженера Георгия Марсакова в 1931 году и стало первым из пяти реализованных в СССР кольцевых хлебозаводов-автоматов. Это было революционное решение — как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения производственных задач. Хлебозавод в Пресненском районе работал вплоть до 2004-го, а в 2006-м был признан памятником архитектуры и наделен статусом объекта культурного наследия. Реконструкцией цилиндрического здания занимался известный архитектор Сергей Чобан, теперь результаты его трудов предъявили журналистам. Через месяц в обновленном историческом пространстве откроется арт-центр, посвященный изучению конструктивизма.

Завершена реконструкция легендарного памятника начала века
Эскиз дома-пирога 1930 года.

Красно-белое здание-цилиндр, расположенное между метро «Улица 1905 года» и «Белорусская», сразу бросается в глаза. Идея его строительства исходила от Василия Зотова — наркома пищевой промышленности ССССР (а позже министра), который совершил техническую революцию в своей сфере — его именем в 1978 году и нарекли хлебозавод на Ходынской улице. Эта постройка в свое время была флагманской — и сегодня чертежи удивляют продуманностью и практичностью организации пространства. Именно с них начал рассказ о Хлебозаводе №5 имени Зотова известный архитектор Сергей Чобан, занимавшийся его реконструкцией.

— Раньше контейнеры были расположены в длину, а тут была придумана кольцевая система, — говорит Чобан. — Отсюда и цилиндрическая форма производственного корпуса, круглая в плане. Авторская задумка инженера Марсакова предполагала непрерывное производство хлеба по вертикали сверху вниз. Мука со склада в подвальном помещении подавалась на верхний этаж, где проходила закваска. После полученная опара спускалась вниз в тестомесильное отделение для брожения. Дальше — в тесторазделочный отдел, а потом — в печь. Каждому этапу производства — свой этаж.

Чертежи конструктивистского проекта, 1930.

Кольцевой конвейер работал как часы 75 лет кряду, пока не было принято решение вывести производство за пределы Москвы. Департамент культуры тогда, в начале 2000-х, настоял на сохранении исторического памятника, и теперь он станет культурной точкой. Здесь будет другой, интеллектуальный конвейер — из выставок, посвященных изучению конструктивизма. Поэтому Чобан во время реконструкции приспособил пространство под музейные нужды. Два просторных этажа, покрашенные в стерильный белый цвет, оснащены системой поддержания температурно-влажностного режима. Залитые светом многочисленных окон, расположенных по окружности, залы уже сами по себе — произведение искусства. Чобан постарался сохранить все «культурные слои» советских лет. «Я не пытался восстановить то, что было в 1931 году, важны все исторические наслоения», — сказал он. Поэтому между выставочными этажами можно найти изображение девушки, которая встречает хлебом с солью, — это плитка из 1960-х. На полу оставлен кафель с «заплатками» разных лет — от 1930-х до 1990-х. Даже стены не отштукатурены до идеальной ровности, а просто покрашены так, что сквозь белизну проступают очертания прежних красочных слоев.

Сохранённая плитка 1960-х.

Хлебозавод — и внутри, и снаружи — походит на слоистый пирог. Верхний этаж — сливки: в этом круглом пространстве предполагается проводить «круглые столы» и лекции. Вишенок на торте две — это красный и черный кинозалы, где будут показывать фильмы о конструктивизме и кино начала века. Далее двойная начинка — то есть два вышеупомянутых выставочных пространства, где поддерживается музейная температура (22 градуса) и влажность (45%). И, наконец, корж — публичное пространство для общения и конференций в стиле лофт: некрашеные стены из красного кирпича, бетонный потолок, металлические балки, устремленные из центра к периферии, и лаконичная надпись с названием центра на барабане конвейера (через него когда-то и сообщались производственные этажи).

После реконструкции. Выставочное пространство.

Первая выставка откроется здесь через месяц. Проект «1922. Конструктивизм. Начало», задуманный два года назад, представит, по словам кураторов, «авангардную полифонию». Как раз сто лет назад идеи конструктивистов начали воплощаться в жизнь, создавая простую, удобную и практичную среду обитания для «человека новой формации». Есть что осмыслить — только вокруг Хлебозавода №5 сохранились целые конструктивистские кварталы. «Конструктивизм — все еще размытое понятие, не очевидно, где он начинается и где заканчивается. Истину будем искать в диалоге», — обещают в арт-центре.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру