Умершей актрисе Вере Глаголевой посвятили балет

Кома от любви

В рамках «Сезонов Михаила Лавровского», знаменитого танцовщика Большого театра, который в нынешнем году отмечает свой юбилей, в «Геликон-опере» показали премьеру двух балетов.

Кома от любви
Мария Александрова и Марк Орлов в балете «Амок». Фото Андрей Степанов

Балет примы Большого Марианны Рыжкиной «Две женщины», представленный в первом отделении вечера, посвящен актрисе и режиссеру Вере Глаголевой. Музыка, на которую балерина в сотрудничестве с Михаилом Лавровским ставила свой балет, написана композитором Сергеем Баневичем для одного из последних  её фильмов «Две женщины», снятом по  пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Как это часто бывает, всю музыку в своём фильме Глаголева полностью не использовала, и по предложению продюсера спектакля и одного из авторов либретто Натальи Ивановой, тесно сотрудничавшей с Верой Глаголевой, музыка стала основой нового одноактного 35-ти минутного балета. Благодаря редакции Ольги Соколовой, соединившей музыкальные фрагменты в единую партитуру, получился драматургически выстроенный спектакль, музыка которого стала самой удачной его частью. Она прекрасно отражает темы тургеневской пьесы, и очень красиво легла на поставленные хореографом  монологи и диалоги главных героев, воплощенные в соло и дуэтах  из которых в основном и составлен спектакль. 

Музыкально насыщенными  получились дуэты Натальи Петровны Исаевой (эту роль прекрасно исполнила сама Марианна Рыжкина) с давним другом их семьи Михаилом Ракитным, давно и безнадежно влюбленным в хозяйку имения. Партию Ракитина очень удачно и эмоционально станцевал в паре с Марианной премьер Большого Александр Волчков. Но не менее органичным и прямо таки легким и воздушным смотрелся на премьере и дуэт примы с молодым танцовщиком  Марком Орловым из Большого же,  вышедшим в роли студента Беляева, гувернёра её младшего сына. Молодой человек вскружил Наталье Петровне голову, ради него она готова разрушить свой брак и бросить семью. 

Марк Орлов только два года назад окончил Московскую академию хореографии, причем чуть ли не единственным из мальчиков, и практически без просмотра, в пандемический  год  был зачислен в труппу Большого театра. Несмотря на то, что работает  артист всего ничего и числится в кордебалете, он активно задействован в репертуаре, и отличаясь красотой и статью, очень подошел к первой в своей карьере крупной партии, поставленной к тому же в расчете на его индивидуальность. 

Весьма выразительными предстали в балете и муж Наталии Петровны, в партии которого вышел ещё один артист Большого Евгений Головин, и её воспитанница Верочка (Анна Козина), к которой влюбленная барыня приревновала своего студента, выдав молоденькую девушку замуж за пожилого соседского помещика Большинцова (Андрей Ситников). Тем не менее подразумеваемого в названии балета «Две женщины» противостояния двух влюбленных особ не получилось. Отдав роль юной и только что зачисленной в кордебалет Большого танцовщице Анне Козиной, хореограф  заодно избавилась и от ненужных сравнений в мастерстве. 

Мария Александрова и Артур Мкртчян в балете «Амок». Фото Андрей Степанов

В красивой хореографии этого балета, явно просматривается большое влияние одного из основателей британского балета Фредерика Аштона. Британский классик в 1976 году на сборную музыку из произведений Шопена поставил знаменитый балет «Месяц в деревне» по той же пьесе Тургенева, который теперь считается балетной классикой XX века и является одной из основ репертуара английского Королевского балета. В нем танцевали Наталья Макарова, Михаил Барышников, и влияние этого спектакля, как и вообще стиля Аштона на хореографию Марианны Рыжкиной оказалось определяющим. Как и у Аштона, в балете «Две женщины» используется присущий кинематографу прием: всё показывается эпизодами. Но в балете Марианны Рыжкиной эта эпизодичность и фрагментарность, мешают развитию некоторых сюжетных линий.

Если балет «Две женщины» традиционен по лексике и является чистейшей неоклассикой, то балет Виктории Литвиновой «Амок» и режиссера Леонида Лавровского-Гарсиа, поставленного  по новелле Стефана Цвейга на специально написанную музыку Александра Симоненко смотрелся более современным. Хотя зачастую он так же обращается к классической лексике, и поэтому, сказать, что перед нами какая-то уж очень оригинальная современная хореография всё-таки нельзя: арабеск, он и есть арабеск, и без него танцовщики Большого театра,  занятые в двух балетах вечера, обойтись не могут.

Новелла Цвейга, написана в 1922 году, благодаря психологической изощренности сюжетный линии была неоднократно экранизирована, но вот в приложении к балету обнаружились некоторые проблемы. Само название новеллы и балета «Амок» означает состояние бешенства, вызванное наркотическим опьянением. В более широком значении, это психическое заболевание, возникающее в результате расстройства сознания. Особенностями данного заболевания являются неконтролируемое бешенство и принесение физических увечий окружающим людям. Однако на русском языке можно прочесть это название и наоборот – тогда получится слово «кома», тоже хорошо отражающее проблематику как произведения Цвейга, так и балета по нему поставленного.

Марианна Рыжкина и Александр Волчков в балете «Две женщины». Фото Андрей Степанов

В балете, как и в новелле действие происходит в одной из колоний Ост-Индии. Некий доктор едет в отдаленную тропическую деревушку на врачебную практику, и находясь долгое время на чужбине, впадает в маниакальное состояние. Однажды на прием к нему приходит Англичанка - знатная особа и просит тайно прервать ее беременность, предлагая за услугу крупную денежную сумму. Однако, в порыве обуревавших его чувств, доктор отказывается от денег и требует взаимной близости. Будучи униженной, та покидает врача. Раскаявшись в своем поступке эскулап пытается исправить ошибку и помочь вожделенной им даме скрыть неверность мужу. В конце концов женщина попадает в руки местных шарлатанов, и доктор находит ее в тот момент, когда время уже упущено и помочь пациентке нельзя: она умирает у него на руках, и просит только об одном, сделать всё, чтобы никто не узнал причину её смерти.

Марианна Рыжкина и Марк Орлов в балете «Две женщины»

Исполнившая партию Англичанки прима Большого театра Мария Александрова была достаточно выразительна и, эмоциональна, тем не менее блеска ей всё-таки не хватало, и причиной тому была не очень внятная хореография. Балерина хоть и старалась, не смогла достичь нужной психологической напряженности свойственной произведениям Цвейга. Бледен был в партии Доктора и другой танцовщик Большого театра Артур Мкртчян.

Хореограф Виктория Литвинова явно и сама запутались в тонких психологических хитросплетений цвейговского сюжета. По использованию на сцене больничных каталок можно было понять, что героиня балета заболевает, но что происходит между Доктором и пациенткой, от чего она умирает - в балете неясно. Отвлекало внимание и бесконечное мельтешение высвечивающихся на заднике (режиссер видео-арта Сергей Кавтарадзе) картинок из ботанического, зоологического и медицинского атласов с изображением человеческого скелета, зрачков и прочих  органов, а также из насекомых и растений. Но справедливости ради стоит сказать, что подобное оформление хоть как-то обозначало  несовместимость героев - человека с медицинскими познаниями, которому противостоит женщина во власти чувств. Уже становилось понятно, что персонажи эти несовместимы. Но несмотря на неудачи, в «Амоке» у Виктории Литвиновой и режиссера Леонида Лавровского-Гарсиа  виден был свой почерк, нежели в первом балете.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру