«Музыканты боятся приезжать в Россию»

Композитор Александр Чайковский рассказал о ситуации в музыкальном мире

Худрук Московской филармонии, профессор Московской консерватории, композитор Александр Чайковский удостоился премии имени Дмитрия Шостаковича. За 28 лет существования награды ее обладателями стали многие именитые музыканты, среди которых — дирижер Валерий Гергиев, скрипач Максим Венгеров и оперная певица Ольга Бородина. «МК» воспользовался поводом, чтобы поговорить с лауреатом престижной профессиональной награды о ситуации в музыкальном мире.

Композитор Александр Чайковский рассказал о ситуации в музыкальном мире
Фото: mosconsv.ru

— Александр Владимирович, вы удостоились премии имени Дмитрия Шостаковича, которая вручается с 1994 года тем, кто серьезно повлиял на музыкальную культуру. Что для вас значит эта награда?

— Это большая честь. Тем более что награда сугубо музыкантская, негосударственная, для профессионалов. Великие музыканты получили эту премию, и трудно представить себя в этом списке легендарных людей. До сих пор не могу осознать.

— Церемония прошла в концертном зале «Зарядье», где отметили музыкальным вечером десятилетие Всероссийского юношеского симфонического оркестра под руководством Юрия Башмета. Как вы, музыкант, который многие годы работает с молодежью, оцениваете уровень этого коллектива? Какое, на ваш взгляд, место он занимает на музыкальной сцене?

— Благодаря этому коллективу российские оркестры и не только пополняются очень квалифицированными музыкантами. 10 лет назад, когда создавался оркестр, идея Юрия Башмета была совершенно революционная. В этот юношеский оркестр привлекаются дети со всей России. Дети из глубинки, из самых отделенных уголков страны, будь то Дальний Восток, Чукотка или Якутия, получают шанс стать высокопрофессиональными музыкантами. С ними занимаются феноменальные виртуозы. Дети за год-два проходят фантастическую школу мастерства. У них репетиции, концерты, поездки. Раньше каждый год они выезжали за границу и выступали на первых сценах Европы. После такой школы они становятся другими людьми — блестящими оркестрантами. И когда воспитанники региональных музыкальных школ и училищ выходят на такой уровень, к этим учреждением увеличивается внимание со стороны местных властей. Что очень важно для развития образования.

— Судя по тому, что на юбилейном концерте выступил обновленный состав, куда вошли 216 молодых музыкантов от 10 до 22 лет из 82 городов России, выбранные из тысяч претендентов, с притоком кадром в классическую музыку проблем нет. А насколько велик интерес молодой аудитории к классике? Что можно сказать по этому поводу, опираясь на посещаемость московской филармонии? Каков средний возраст зрителя?

— Все зависит от программы. Всегда по-разному. У нас нет точной статистики. Молодежь интересуется необычными программами. Недавно прошел фестиваль барочной музыки, посвященный Генделю, — вот там было очень много молодежи. Молодые люди интересуются и современной музыкой, их привлекают полярные, экспериментальные формы. Ярослав Тимофеев делает такую программу, когда играется сочинение, и параллельно он рассказывает о нем, делает разбор. Это очень популярно у молодых людей. Вообще по всей стране сейчас сильно вырос интерес к классической музыке. У меня недавно было несколько премьер — в Петрозаводске и Липецке. Полные залы!

— Многие учреждения культуры отмечают, что за последние месяцы посещаемость выросла: например, Третьяковка фиксирует рекордные показатели. В условиях нестабильности люди ищут опору и находят ее в искусстве. В музыкальной среде тоже заметна такая тенденция?

— Да, это факт, который, наверное, потом будут исследовать. Могу судить по Мариинскому театру, в котором я часто бываю. Полторы недели назад был на «Леди Макбет Мценского уезда» — зал битком. А ведь это не «Лебединое озеро». Много молодых людей, которые пришли в первый раз.

— Пришлось ли редактировать репертуарную политику в филармонии из-за текущих событий? Зарубежные музыканты не могут приехать, но есть в афише китайские исполнители, например.

— Приедет китайский дирижер, который получил премию на конкурсе Рахманинова, — Хаожань Ли. Приехал британский пианист Фредди Кемпф — он хочет переселиться в Россию. Очень известный немецкий дирижер и пианист Юстус Франтц работает в Мариинском театре. Танцует в Мариинке и гениальный танцор кореец Кимин Ким. Программный вопрос в московской филармонии не стоит: наши исполнители спокойно заменяют зарубежных. Жалко, конечно, что музыканты из-за границы боятся приезжать. Они-то хотят, но опасаются, потому что боятся кары Европы. У многих неприятности, если они приезжают.

— А ваша гастрольная география как поменялась?

— Я никогда много не ездил по заграницам. Мне хватает дома. Я не зарабатываю деньги на гастролях. Когда есть премьеры в регионах, езжу, но не всегда — я уже не молодой, трудновато скакать.

— Вы композитор, профессор и художественный руководитель филармонии. Как вы строите свой день, чтобы успевать решать организационные вопросы и творить? Встаете в 6 утра, как Лев Толстой? Или вы сова и сочиняете музыку по ночам, как писал свои полотна Ван Гог?

— Я часто встаю рано. Утром или перед сном обдумываю музыку в голове. Часто делаю это в «Сапсане», когда езжу в Петербург к семье.

— Над каким произведением вы сейчас работаете?

— Сейчас мне надо написать веселое сочинение для домры, контрабаса, фортепьяно и оркестра. А потом — детскую сказку для театра имени Натальи Сац. Там скоро закончится реконструкция и на будущий сезон есть заявка.

— На днях в концертном зале Рахманинова пройдет концерт под управлением Владимира Федосеева, приуроченный к его 90-летию. Правда ли, что Владимир Иванович, который с 1974 года руководил и дирижировал Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, уходит на пенсию? Кто его заменит? Ведь это его детище.

— Не знаю. Это решает оркестр и министерство культуры. Будет справедливо, если Владимир Иванович скажет свое слово и останется на почетной должности дирижера. Трудно представить этот оркестр без Федосеева.

— Каким вы в целом видите будущее классической музыки? Кто из современных композиторов может остаться в веках?

— Конечно, Родион Щедрин, он уже классик мирового уровня. Борис Тищенко, который сравнительно недавно от нас ушел. Георгий Свиридов, который уже вошел в классическую обойму. Среди молодых есть интересные ребята с будущим — человек 10–15 среднего возраста от 30 до 40 лет, к которым есть исполнительское и зрительское внимание. Это Кузьма Бодров, Алексей Сюмак, Антон Танонов, Николай Мажара, Настя Хрущева.

Премию имени Шостаковича вручили композитору Чайковскому: кадры церемонии

Премию имени Шостаковича вручили композитору Чайковскому: кадры церемонии

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру