Ночь в доме Вахтангова: "А вдруг дух прилетит?"

Мемориальное здание во Владикавказе получило вторую жизнь

До открытия Дома Вахтангова во Владикавказе остается ровно два месяца. По этому поводу готовятся грандиозные торжества республиканского масштаба. Только из Москвы приедет почти полтысячи гостей — вахтанговцы, официальные лица, друзья театра, звездные артисты, журналисты. Не обманет ли дом их ожидания? «МК» со старта отслеживает ход реализации этого беспрецедентного в России культурного проекта. Свой последниaй визит с инспекцией во Владикавказ обозреватель «МК» начал с того, что первым переночевал в родовом доме великого режиссера, расположенном в центре города на Армянской ул., 2.

Мемориальное здание во Владикавказе получило вторую жизнь

1.

Соблазнительная идея — провести ночь в доме, где до 20 лет жил Евгений Вахтангов, выглядела авантюрой, но не лишенной интриги. А что? Никого не стесню — двухэтажное здание из красного кирпича еще не обжито. Да и бояться нечего — город вполне безопасен для приезжих, и пост охраны на первом этаже бдит. Ну а со спальным местом вопрос решился естественным путем — директор Вахтанговского Кирилл Крок дал мне на выбор один из шести номеров, планом реконструкции предусмотренных для столичных артистов, когда те будут приезжать сюда работать. Каждый из номеров оформлен в своем стиле.

К тому же ночное пребывание обещало массу преимуществ: днем здесь толкутся разные начальники, реставраторы, инженеры, наладчики, коммунальщики — толком ничего не увидишь. То ли дело ночью, когда никто не мешает заглянуть во все щели. И к тому же ночь в помощь воображению — обычные вещи раскрасит, фантазию возбудит. А вдруг дух самого Вахтангова прилетит на крыльях ночи? Я уверена, что в театре его имени на Арбате Евгений Багратионович после полуночи непременно проходит по фойе. Не касаясь зеркального паркета. Кстати, всегда удивлялась — как при такой массовой проходимости (по тысяче зрителей за вечер) паркет не зашаркали? И как сохраняют его блеск? Короче, в путь, «За мной, читатель!» — как запросто писал Михаил Булгаков.

2.

Начинаю с первого этажа, где концертный зал с небольшим фойе перед ним. Здесь уже стоит старый рояль — видавший виды антиквариат, тут же новые гримировальные столики, укутанные в пупырчатый целлофан, — их сгрузили накануне, а утром на моих глазах унесут в закулисную зону. В концертном зале таинственная атмосфера — это из-за цвета стен: темно-зеленый с плавным переходом в чернильный, местами падающий в черноту. Но если присмотреться, сквозь цвет проступают очертания театрального занавеса с тяжелыми заломами, абрис колонн и скульптур. Как объяснял мне накануне Кирилл Крок, это — печать по ткани, поэтому стены так приятны на ощупь.

Главный в Вахтанговском по звуку Руслан Кнушевицкий еще днем, как только мы прилетели, занялся монтажом оборудования в зале, а потом еще машину из Москвы принимал с уймой всяческих приборов на кругленькую сумму — 10 миллионов рублей. Что говорит только и о серьезности намерений театра, и о творческих амбициях этого небольшого, зрителей на 70–80, зала, кстати, в точности повторяющего Арт-кафе театра в Москве. Уже есть эстрадка, и тоже в целлофане (чтобы не затоптали), с двумя выходами из закулисной части. Там полностью готовы две гримерки.

Интересное дело, — думаю я, в не суетном одиночестве обследуя дом, — ведь, по сути, у него начинается третья жизнь. В первой, назовем ее буржуазной, здесь жила семья богатого табачного фабриканта Баграта Вахтангова, и на первом этаже располагалась его табачная лавка. Но как в ней, да и во всем доме, всё было устроено, теперь не знает никто — ни архивов, ни документов, ни маломальского плана не сохранилось ни во Владикавказе, ни тем более в Москве, где с 1903 года проживал Женя Вахтангов, без особого сожаления расставшийся с родным городом. А в Первопрестольной — с естественным и юридическим факультетами Московского университета. Для чего? Очевидно, для чего и был рожден.

Кирилл Крок во дворе дома.

«…Если я оставил всё, что могло бы составить мое земное благополучие; если я ушел из семьи; если я ушел из университета, когда оставался только один экзамен, чтобы его окончить; если я решился почти на полуголодное существование (так, как было в начале года), то, значит, в душе моей есть наличность святого отношения к тому, ради чего я всё это сделал», — писал он своему учителю Леопольду Сулержицкому, Сулеру, как называли его все в Первой студии МХТ.

Ну, честное слово, ну какой он юрист, этот большеглазый юноша с романтической внешностью? Еще в гимназии, в младших классах, Женя легко мог изобразить любого учителя, и товарищи падали со смеху, глядя на его пародии. Здесь, в драмкружке, Женя сыграл свои первые роли (особенно ему удавались характерные, женские), начал ставить спектакли. В конце XIX века Российская империя серьезно заболевала театром (не меньше, а может, и больше, чем революцией), театральная бацилла как будто передавалась по воздуху.

Комната для Евгения Вахтангова.

3.

По лестнице с гладкими балясинами поднимаюсь на второй этаж. Лестница выкрашена в оливковый цвет, так же как и все коридоры со служебными помещениями на двух этажах. Но пять комнат, переходящие одна в другую и образующие анфиладу вдоль фасада с окнами на обмелевший Терек, принципиально решены в разных цветах. Крайнюю, что от лестницы сразу налево, небольшую, отвели хозяйскому сыну — Жене, который с отцом был не в ладах — театр всему виной. Комната метров 18, терракотовые стены, а рамы на трех окнах опять же оливковые. Ждет мебель, разумеется, того времени: часть нашли у антикваров в Москве, там же ее подреставрировали, и она уже на пути из столицы во Владикавказ. А часть… О, какую историю я узнаю на следующий день! Но об этом позже.

Вот я думаю: если бы снимали сериал про Вахтангова (а чем он хуже Раневской или Шаляпина?), то в него следовало бы включить эпизод, как Вахтангов по настоянию отца сначала отправился в Ригу поступать в университет, чтобы потом вернуться на фабрику продолжать семейный бизнес. Не тут-то было — в Риге экзамены наследник провалил, зато успел выступить в местной любительской труппе. «Вкусные» эпизоды получились: Женя на рижской сцене (у него яркая выразительная внешность), потом он переезжает в Москву и позже там обвенчается, не получив благословения отца.

Комната для актеров.

С ним путешествует картонная папочка с тесемками, а в ней — рукописные программки его ученических постановок, пригласительные билеты на спектакли, нарисованные его же рукой, записки на клочках бумаги. Эта папочка будет с ним всегда — и в Риге, и недолго в университете, и когда он поступит в знаменитую школу Адашева, а оттуда его Станиславский пригласит актером в свою Первую студию. И когда он, молодой артист и режиссер, от Немировича-Данченко получит разрешение на организацию своей студии при МХТ — Третьей, и в конце жизни, когда с женой и маленьким сыном переедет в свою квартиру в Денежном переулке.

«Эту папочку, — рассказывал местным чиновникам на совещании в республиканском правительстве Кирилл Крок, — в свое время в театр передала вдова Евгения Багратионовича Надежда Михайловна, и теперь она хранится в нашем музее». Со своей неуемной энергией и бульдозерным упорством Крок непременно должен оказаться в будущем сериале не просто как 13-й директор театра, основанного Вахтанговым, как менеджер высокого класса, но и как человек, без которого родовой дом Вахтангова во Владикавказе никогда бы (!!!) не возродили. И не смотрел бы Евгений Багратионович сейчас на меня с афиши, на которой написано «Вахтангов. Путь домой».

4.

Вызвать бы его дух, как в спиритическом сеансе — в начале прошлого века они были весьма популярны. Люди усаживались вокруг стола и со страхом и гибельным восторгом в глазах ждали сигнала от медиума. Жаль, что такого стола пока здесь нет — только пара небольших в соседней комнате, которую называют в честь первой Турандот, то есть Цецилии Львовны Мансуровой, с 1922 года игравшей китайскую принцессу в последнем шедевре Вахтангова. Детей у нее с мужем, бывшим графом Шереметевым, не было, а вот родственники в прошлом году передали в театр гостиную из ее московской квартиры.

Мансуровская и следующая за ней комната без названия цвета лимона, скрещенного с оливкой, а вот дальше — самая большая, гостиная — в темно-синих тонах. Очевидно, здесь за большим обеденным столом (его пока нет) собиралась вся семья. Но не радостно было здесь: отец, придя с фабрики, мрачно молчал, поэтому уже женатый Евгений старался редко наведываться во Владикавказ. Может, от личной драмы радость и праздник стали фундаментом его театра?

Половина второго ночи. Впервые жалею, что я не медиум и не могу вызвать дух Евгения Багратионовича, даже если он где-то тут притаился и своим понизительным взглядом смотрит на меня, посмеиваясь. Вот о чем бы я спросила его? Да о простом, земном и сложно-возвышенном. Мол, почему вы, Мастер, при таких внешних данных не играли героев-любовников. А он мне: «Играл один раз, в Риге. Да ужасно. Сам себе потом написал: «Советую вам, Евгений Багратионович, ролей любовников не играть». Я: «А в карты любили играть?» Он: «Весьма. Денег не хватало. Работал много».

А теперь посложнее вопрос задам: «Что есть талант? Какой его главный признак?» — «Заразительность — главный признак таланта». Ну и совсем сложное, про больное: «Вы же войну пережили — Первую мировую. Как люди искусства могут влиять на ход событий?» Ответ его обескуражит меня, как обескуражил он его учеников, собиравших вещи для фронта, рвавшихся помогать раненым в госпиталях. «Всякая деятельность, направленная к смягчению ужасов войны, поддерживает и затягивает эту войну. Мы же должны нашу работу противопоставить войне. Мы должны учиться нашим искусством возбуждать такие мысли и чувства, которые когда-нибудь восторжествуют в людях и сделают войну невозможной». Да, так ответить мог тот, кто не боится обвинений в антипатриотизме. Напоследок хочу спросить — что есть истина и ложь в театральной игре? И почему люди театра часто лукавят, почему вчера и сегодня их эгоизм так необъятен, закрывает правду жизни? Ничего не ответил Вахтангов. Легкий шорох, как ветерок (это при закрытых-то окнах), пронесся в сторону роскошной летней веранды с большими окнами в рамах оливкового цвета. Что это было? Сила самовнушения, концентрация энергии или это у меня от переизбытка информации? Уф…

5.

Хожу по дому и не верю в реальность происходящего. На этом самом месте еще два с лишним года назад был нелепый «курятник» на 13 семей с удобствами во дворе. А после расселения его обитателей — кучи строительного мусора, металлические леса, провода, техника, бесконечные субподрядчики, рабочие и гарантированная судьба долгостроя. Но, видимо, Вахтангов помогал наследникам созданного им 100 лет назад театрального дела, и дом-красавец в 700 кв. м встал — чистенький, вылизанный, с запахом свежей краски и подсветкой в ночное время. И теперь в статусе филиала Вахтанговского театра во Владикавказе.

Второй, противоестественной жизнью дом зажил после революции, когда у богатых все отняли и между бедными поделили. Тогда Евгений Вахтангов, уже признанный всеми авторитет в Москве, вывез из Владикавказа голодавших мать и бывшего фабриканта, иначе неизвестно, что бы с ними стало. Их родовое гнездо порезали на 13 тесных комнатушек и заселили туда разный люд. Кое-кому из них от прежних хозяев даже мебель досталась. А вот с ней произошла чудесная история, которую я узнала от Екатерины Маслиховой, она здесь зам. директора филиала Вахтанговского.

Летняя терраса.

— Месяца два назад в дом зашел человек, разговорился с нашим охранником Артуром, — рассказала мне в первый день нашего приезда Екатерина. — Расспрашивал про мебель, а потом вдруг сказал: «Мне кажется, у меня есть похожий комплект мебели». И я поехала к нему домой.

Заурбек Балаев (так звали этого человека) оказался художником, коллекционером, в доме у него Катя обнаружила две кровати, большой комод, платяной шкаф, тумбочку с мраморной столешницей. Шкаф был в приличном состоянии: в сохранности и зеркало, и вешалки для одежды, а вот кровати требовали реставрации. Видно было, что мебель перекрашивалась много раз, имела сколы. Я тут же позвонила Заурбеку и услышала: «Я почти уверен, что мебель из этого дома».

Фойе концертного зала.

— Как она к вам попала и почему вы думаете, что мебель принадлежала именно Вахтанговым?

— Прадед мой жил через Терек, там у него была своя оружейная мастерская, и наверняка он был знаком со старшим Вахтанговым, потому что его сын Женя учился в той же гимназии, куда ходили и два сына прадеда, один из них — мой дед. Эту мебель несколько лет назад я приобрел для себя (хотел поставить в кабинете) у семьи, которая собралась эмигрировать в США. Хозяйка рассказала, что ее родственник после революции с Украины был командирован во Владикавказ и заселен как раз в дом Вахтангова, к тому времени уже разделенный на комнатушки. Ему выделили хорошую комнату и при этом с хозяйской мебелью. А в 29-м году он получил назначение в Нальчик и с женой и ее сыном от первого брака туда переехал. Естественно, вместе с мебелью. Но до войны женщина с сыном, но уже без мужа (то ли он погиб, то ли разошлись) вернулась во Владикавказ, но жить стала в другом доме. Она умерла, а в 60-х годах и сын ее умер. Поскольку детей у него с женой не было, та продала мебель семье, у которой я ее и приобрел, когда они собрались уезжать в США. И в их семье жила легенда, что мебель эта из дома, что напротив Армянской церкви. Я сопоставил — других богатых домов напротив Армянской церкви не было, этот единственный, где могла стоять такая дорогая старинная мебель: кровати из Франции, середина девятнадцатого века.

Легенда, как часть мебели из дома Вахтангова спустя век вернулась на свое место, красивая, даже если есть малейшие сомнения в ее достоверности. Ну а как в театре без легенд? Теперь эту мебель вместе с другой осталось расставить по комнатам. Для этого на один день во Владикавказ прилетит художник Максим Обрезков, придумавший дизайн интерьера дома. И дом готов, чтобы с 30 апреля начать свою третью жизнь. Надеюсь, наконец счастливую.

Владикавказ — Москва.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28980 от 1 марта 2023

Заголовок в газете: Первая ночь с Вахтанговым

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру