Экранная «развесистая клюква», относящаяся к попыткам зарубежных сценаристов и режиссеров подвергнуть «реновации» историю России, СССР, не поддается учету. Первые «шедевры» подобного рода появились еще в довоенные годы.
Но при всем богатстве этой своеобразной фильмотеки все ее опусы сняты по довольно-таки стандартным лекалам, призванным заманить на просмотр западного зрителя. Русские и их «варварская» страна показаны чаще всего с использованием нескольких «классических» атрибутов: море водки, тайга и медведи, люди в шапках-ушанках, балалайки, матрешки… Ну, И плюс к этому нужно добавить в фильм побольше сцен жестокости и приправить получившееся «кино-блюдо» «перчиком» в виде откровенных эпизодов. Готово – «кушать подано»!
Одним из ранних фильмов, «достоверно» показывающих перипетии российской истории, стала лента «Распутин и императрица», снятая в 1932 году.
Тема, конечно, благодатная с учетом того, сколько скандальных слухов и домыслов возникло в свое время вокруг «распутинской» эпопеи. Но авторы решили еще добавить драматизма. В итоге американский зритель, например, увидел на экране, как Распутин, уже съев пирожные со смертельным ядом, находит при этом в себе силы притащить в подвал князя Юсупова и там устраивает с ним драку!
«Вишенкой» на кинематографическом «торте» стала добавленная в сценарий сцена с изнасилованием Гришкой некоей княгини, в которой все, кто хоть чуть-чуть знаком был с реальными историческими персонажами, легко разгадали прототип. Возмущенная княгиня Юсупова, жившая тогда в эмиграции, даже предъявила кинокомпании иск, потребовав крупную сумму в качестве компенсации морального ущерба.
Два года спустя западная киноиндустрия выдала на-гора еще один «обреченный на успех» фильм, касающийся событий русской истории. Уже само название его должно было заставить зрителя бегом бежать в кассу кинотеатра: «Распутная императрица». В главной роли – государыни Екатерины Великой - снялась звезда мирового кино немка Марлен Дитрих. К слову сказать, она упоминала эту роль, как одну из своих самых любимых.
Достоверность показанного в «Императрице» оставляла желать много лучшего. Для съемок соорудили откровенно лубочные дворцовые интерьеры. Придворное окружение государыни по версии авторов фильма состоит сплошь из каких-то угоднически настроенных клоунов и недоумков. А уж амурные похождения российской государыни решили в киноленте «умножить на три»: непонятно даже, когда ее величество успевала выкраивать время для государственных дел, занимаясь любовными утехами едва ли не с каждым попавшимся на глаза персонажем мужского пола. Ну а на контрасте с такими развлекающими зрителя дворцовыми картинами – сцены массовых казней, пыток…
Еще на тему, связанную с последним российским императором. 52 года назад на экраны вышел фильм «Николай и Александра». Он был номинирован на самую престижную американскую кинопремию и даже получил в итоге два «Оскара» - за костюмы и декорации. Впрочем, здесь члены жюри явно допустили промашку. Костюмы, может и выглядели эффектно, но по части исторического соответствия…
Царь Николай, например, очень часто появлялся перед зрителями в крестьянской рубахе-косоворотке… А киношного «важного большевика» Троцкого создатели фильма почему-то снабдили столь узнаваемой всеми по тем временам прической а-ля Элвис Пресли.
В фильме «Враг у ворот», снятом в 2001 году, показаны эпизоды Сталинградской битвы. Тут, конечно, «ихним» пиротехникам было, где разгуляться. Для западного зрителя, падкого до сцен со взрывами и прочими атрибутами батальных сцен, битву на берегах Волги изобразили, не жалея пороха и горючих материалов. Однако в качестве самых «стержневых» кадров были авторами сняты сцены, показывающие, как заградотряды НКВД косят из автоматов несчастных красноармейцев (у которых по одной винтовке на двоих), замешкавшихся во время атаки или посмевших отступать. Зато немцы из армии Паулюса изображены так, что можно в пример всем ставить: храбрые, благородные, жалеющие оставшихся в городе мирных жителей…
В некоторых случаях западные мастера экрана своим виденьем событий прошлого, связанных с СССР и Россией, дают повод для приступов смеха. Зачастую это касается откровенных промахов по части реквизита (хотя порой, возможно, и сознательных). Так, в одном из фильмов, посвященных последним дням Великой Отечественной, показаны масштабные батальные сцены штурма Берлина. При этом едва ли не все атакующие советские офицеры и солдаты одеты в форму частей Министерства государственной безопасности!
И это, пожалуй, самое невинное искажение истории на фоне многочисленных кинофантазий про Рэмбо в Афганистане или выпившего русского космонавта в ушанке и валенках в голливудском «Армагеддоне».