Рассказывая о церемониальной части, нужно отметить, что в рамках съезда Владимир Мединский вручил орден Мужества матери и сыновьям поэта-добровольца, члена правления СП Алексея Полуботы, который пропал без вести в зоне СВО и признан погибшим. Указ о награждении писателя-фронтовика наших дней Владимир Путин подписал накануне.
«Всем, кто принимает участие в спецоперации, желаю прийти домой живыми и здоровыми», — в слезах произнесла со сцены Александра Алексеевна, мама Полуботы.
Но главной задачей съезда было внесение изменений в устав, без которых невозможно было продолжать передачу в ведение союза бывшей советской писательской собственности. По этому вопросу прений не было: прибывшие в Москву все 117 делегатов из 126 выбранных коррективы в документ, утверждаемый Минюстом, поддержали единогласно.
За полгода председательства Мединского СПР вернули ЦДЛ, Дом Ростовых на Поварской (бывший недавно штабом ликвидированной Ассоциации писателей и издателей России, а в прошлом — главным зданием СП СССР), затем здание СП РСФСР на Комсомольском проспекте (в полном объеме). До 1 января 2026 года завершится процесс передачи (по инициативе Владимира Путина) издательства «Художественная литература», также команда Мединского обещает навести порядок в Переделкине. В ближайшей перспективе может перейти в ведение союза писательский городок поселка Комарово, а имущество Литфонда «Коктебель» власти полуострова уже отдали крымскому отделению СП.
Делегат съезда Юрий Поляков, заместитель председателя СПР, который возглавляет совет по драматургии и сценарному искусству в СП, прокомментировал «МК» итоги знакового события:
— Съезд был внеочередной, и прежде всего на нем нужно было внести изменения в устав. Объединение писательского сообщества на базе Союза писателей России было принципиальным решением, потому что ранее попытка создать некую конфедерацию союзов — АСПИР — не удалась, прежде всего потому, что ассоциация оказалась в стороне от задач, стоящих перед страной, включая СВО. Они демонстративно игнорировали спецоперацию, и закончилось тем, что объединение писателей произошло вокруг СПР, что, на мой взгляд, правильно.
Но реальность возвращения собственности, которое началось после распоряжения президента, экономическая деятельность, вопросы перетекания писателей из многочисленных союзов в единый оказались более сложными. И было решено изменить устав на съезде и обсудить текущую ситуацию, подытожив обсуждения на местах.
Из доклада руководителя СП Владимира Мединского, из выступлений Николая Иванова, ряда делегатов съезда складывается картина, что процесс идет успешно — переданы названные и намечены новые объекты, которые нужно вернуть СПР. Затем шла речь о формировании новых творческих советов, некоторые из которых успели начать работу. Отдельно в разных формах — аккуратной и резкой, как у представителя СПБ Андрея Буровского, прозвучал вопрос о необходимости переаттестации писателей, принятых в союзы ради увеличения численности, из-за чего у нас в рядах СП оказалось больше людей, чем во времена СССР с населением страны в 280 млн человек.
Естественно, поднимался вопрос о возвращении СПР печатных органов, включая журналы, существующие сегодня как личное подсобное хозяйство, но учредителями которых были СП РСФСР и Союз писателей СССР. Журналы «Москва» или «Роман-газета» охотно пошли на сближение с СПР, с кем-то еще ведутся переговоры, судя по всему, вернется «Литературная газета» — эту идею я выдвигал, будучи главным редактором в течение 16 с половиной лет, но тогда возвращать было некому, а сейчас есть кому.
Учитывайте, что сегодня в зале сидели разные люди, даже те, кто недавно входил в альтернативные союзы. Однако съезд прошел на оптимистической ноте, конструктивно, кратко, прежде всего потому, что писатели увидели: то, о чем они несбыточно мечтали, Мединский и его команда воплотили в жизнь. Следующий съезд нужно, конечно же, проводить по-другому — должна быть пленарная часть и отдельный день для работы в секциях.
* * *
Остается заметить, что Союз писателей, судя по съезду, пережил пусть не кардинальное, но омоложение (что является заслугой инициатора создания Совета молодых литераторов при СПР Андрея Тимофеева).
Например, делегатом стал Александр Рыжков, парень 1988 года рождения, который выглядел юнцом на фоне 87-летнего Александра Проханова или 95-летнего участника 1-го съезда Союза писателей РСФСР Исхака Шумафовича Машбаша. Мало приглашать молодых, надо их включать в руководящие органы, требовали другие делегаты, но по факту это уже происходит: в правление СПР взамен выбывшего в связи со смертью возрастного коллеги избрали Влада Маленко, большого друга «МК».