— Георгия Васильевича Свиридова с Владимиром Николаевичем Мининым связывали тесные отношения? Все же он доверил Московскому камерному хору столько премьер!
— Они дружили, но дружили на «вы», были близки по духу. В некоторых вопросах у них были расхождения, но отношение к искусству, к русскому слову, всему, что связано с музыкой, хором, — в этом они были как родные братья. И это не просто сыграло важную роль, а было «китом», которого сложно спугнуть: если ты стопроцентно совпадаешь с человеком по творческим вопросам, то и в других моментах жизни находишь некие компромиссы.
— Хор ведь изначально был любительским, и именно Георгий Васильевич похлопотал, чтобы коллектив стал профессиональным. Как разворачивалась эта история?
— Владимир Николаевич создал хор, пригласив в него студентов и преподавателей Гнесинки. Репетировали по вечерам после занятий, на выходных выступали в подмосковных домах культуры. В программу первого официального концерта коллектива — 23 апреля 1972 года в столичном Доме ученых — Минин включил сочинение Свиридова «Ты запой мне ту песню». Это же произведение хор исполнил в декабре 1973 года в Малом зале Московской консерватории. Свиридову, побывавшему на этом выступлении хора, исполнение понравилось, и он сказал Минину, что пора коллективу стать профессиональным — со штатным расписанием и концертным планом. Георгий Васильевич, имевший влияние на Министерство культуры и Росконцерт, в одночасье сдвинул процесс. По поручению директора Росконцерта Владимир Николаевич фактически за ночь подготовил необходимые документы, и 1974 год хор встречал уже в статусе профессионального коллектива.
— Когда мы произносим фамилию «Свиридов», у многих в голове сразу звучит «Время, вперед!». Но без хоровой музыки о его творчестве говорить, конечно, нельзя. Что отличает его сочинения от других?
— Они очень естественны, просты и удобны с точки зрения технического постижения материала, но невероятно сложны с духовной точки зрения! Нот мало, а музыки много. Простыми средствами композитор добивался проникновения в аутентичность русского духа. Слушая его, понимаешь: именно так, а не иначе должно звучать стихотворение «Зимнее утро» — первый номер знаменитого Концерта для хора «Пушкинский венок». Георгий Васильевич, «расшифровывая» стихи, будь то Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский или Бернс, очень точно попадает в музыку слова. Во время репетиций «Пушкинского венка» я ощущаю, будто на одном плече подсказывает Пушкин, на другом — Свиридов. Они словно на одной планке, хотя для мировой культуры Пушкин, конечно, фигура более весомая. Свиридов скорее сопоставим с Есениным — они в рамках одной «империи», а Пушкина по масштабу можно сравнить, наверное, с Чайковским.
Музыкальная дружба композитора с поэтами, с которыми он никогда не встречался, дала серьезные плоды. «Поэма памяти Сергея Есенина», «Пушкинский венок», «Ночные облака» — вся хоровая музыка Свиридова написана очень естественно, от сердца, от Бога.
— Отразился ли характер самого Георгия Васильевича в музыке? Можем ли мы по его хоровым сочинениям понять, каким он был человеком?
— Интересная и достаточно сложная тема. Перед композитором во время создания образа встает вопрос: он должен написать самого себя или тот самый образ? Свиридов, я думаю, уверенно создает образ. Я не могу сказать, что чувствую Свиридова, когда слушаю, например, «Ночные облака». Мне кажется, что я читаю Блока на сверхвысоком языке. Язык музыки — он ведь универсальный. Композитор не ставит свой характер, свои личные черты выше музыки. Но есть и другой момент, это слышно и видно при детальном рассмотрении его партитур и многократном их проживании на сцене: Свиридов — архитектор и стратег. Он выстраивает драматургическую линию так, что слушателю никогда не бывает скучно. Во всех его циклах в концовке есть что-то яркое, например какая-то деталь с ударными. Так что он еще и драматург, знающий, как сделать, чтобы все, что выходило из-под его пера, звучало свежо и стилистически разнообразно.
Возвращаясь к сути вашего вопроса, дать полный ответ сложно — так разнообразна его музыка. Свиридов писал не себя, а Высокое.
— Ваш коллектив был первым исполнителем целого ряда сочинений Свиридова. Есть высказывание Владимира Николаевича Минина о том, что, когда несколько десятков лет исполняешь одни и те же произведения, может стать скучно, и с этим что-то надо делать. Как с годами изменилась интерпретация Хором Минина музыки Свиридова?
— Это всегда немного от лукавого. Мы это обсуждали с Владимиром Николаевичем. Это как в репертуарном театре: есть премьерные показы, потом еще несколько раз в сезоне, но самое выверенное и правильное, яркое и честное по отношению к искусству было на премьерах. Дальше сочинение претерпевает изменения, и бывает, что на сцене оно раскрывается. Но когда его часто исполняешь, начинаешь искать повороты, чтобы артисты чувствовали свежесть, — где-то паузу добавишь, где-то акцент сместишь. Это имеет право на существование, таково искусство — оно не может быть стоячим, оно должно быть гибким. Но все же правильнее делать так, как задумал автор. Ведь у него была идея, он пережил эмоцию, перенес ее на бумагу — в нотных значках, а ты как дирижер расшифровал ее и донес до музыкантов, они же на сцене в одну единицу времени донесли ее до публики. Идеально, чтобы цепочка выглядела так, чтобы мы сумели донести до слушателя чувство, которое зародилось у композитора, и чтобы после концерта хотя бы еще один вечер зритель пребывал в этом состоянии.
— Какие хоровые произведения Свиридова стали визитной карточкой вашего коллектива?
— Не только мы сами, но прежде всего слушатели считают, что самое эффектное, желанное сочинение — «Пушкинский венок». Десять номеров, как праздничная гирлянда — такие разные яркие образы. Это произведение самое востребованное.
«Ночные облака», посвященные Владимиру Минину, — совсем другая краска, это — Блок. Тут уже, наверно, мое личное предпочтение как хормейстера.
«Поэма памяти Есенина», мне кажется, тоже важное сочинение — о человеке, жившем в непростой век, повидавшем много горя, все это композитор излил без остатка.
Также у Свиридова много замечательных хоровых миниатюр.
— Свиридов — народный композитор, знающий и любящий фольклор. Взять, например, «Курские песни». Как вам удается сделать эту музыку современной, чтобы она не звучала как «привет из прошлого века»?
— Ответ — в вашем вопросе. Георгий Васильевич действительно народный композитор, он прекрасно умеет считывать голос народа. «Курские песни» — на все времена, они записаны, обработаны и очень ясно отражены. А звучат современно за счет композиторского таланта. Он умеет представить суть в таком облачении, подать на блюдечке с голубой каемочкой, что мы слушаем эту музыку взахлеб.
— Недавно прошла серия свиридовских премьер к юбилею композитора, и, к удивлению многих, хоровые сочинения исполняли другие коллективы. Что же случилось?
— По объективным и субъективным причинам. Мы «зашивались» в гастролях, весь октябрь были в разъездах. К тому же мы не хотели делать громкий праздник — это уже про субъективное. Ощущение, что все ждут от нас Свиридова. Но мы всегда его пели, поем и будем петь независимо от того, юбилей у композитора или нет. Мы проще относимся к цифрам. Музыка Свиридова витает в воздухе, которым мы дышим, поэтому нам не нужна знаменательная дата, чтобы в очередной раз исполнить его сочинения.
А то, что премьеры, о которых вы упомянули, имели место, безусловно, радует!