Премьера была долгожданной — прежде всего потому, что для режиссера Владимира Панкова — это первый спектакль на сцене «Ленкома» в качестве худрука, которым его назначили зимой 2025 года. «Ленком» у него ассоциировался с Нино Рота и Феллини, и все это сошлось в «Репетиции оркестра». Накануне первого выхода на сцену перед зрителями артисты и сам Панков рассказали о спектакле много интересного.
В постановке задействованы все 126 артистов театра, на сцене они не одновременно — составы меняются, но от этого спектакль не менее многолюдный. А еще вместе с актерами на сцене и профессиональные музыканты. Иван Агапов, исполнитель роли Телережиссера, полушутя отметил, что «даже Феллини хотел снимать настоящих музыкантов, но потом посчитали, сколько это будет стоить, и решили, что актеры дешевле и проще их обучить игре на музыкальных инструментах, чем пригласить профессиональных музыкантов, потому что они дорого стоят»:
— Но у нас, по-моему, еще дороже, потому что в этой постановке и те и другие.
Помимо музыкантов понадобились еще и музыкальные инструменты. И снова полушутя, но уже сам режиссер поделился, что актеры увидели в смычках образ шпаги, и, ощутив себя рыцарями, сражались на них, как на шпагах, как следствие — понадобилась закупка новых…
Андрей Соколов, перевоплотившийся в Дирижера на время спектакля, рассказал, что музыка ему не чужда и в его родословной были профессиональные музыканты. Дедушка Николай Петров был трубачом и заведовал музыкальными мастерскими в центре Москвы. А сам артист в детстве обучался игре на скрипке и «помнит сольфеджио», хотя сейчас для музицирования выбирает гитару. Но главное — к роли дирижера ему помогал готовиться сам маэстро Валерий Гергиев!
Другой Дирижер Дмитрий Певцов отметил тонкий психологический подход, который выбрал для взаимодействия с коллективом новый худрук:
— Мне кажется, это идеальное, совершенное произведение для того, чтобы собрать театр. И именно во время этих репетиций, довольно сложных, когда в зале было более сотни человек, выясняется, кто пойдет дальше с Панковым, а кто будет заниматься собой, как и занимался прежде. Вообще в театре Владимира Панкова артисты играют спектакли, а не роли — есть большая разница! Когда артисты собираются играть спектакли, это команда. А вот играть роли может гениальный артист, но не будет спектакля. Этот проект, как мне кажется, и нацелен на объединение коллектива, и он отберет именно тех, кто пойдет дальше с «Ленкомом», с театром, с художником, а не в своих проектах. Спектакль — про нас, про страну, про искусство отчасти, и о том, где заканчивается свобода.
В роли Арфистки вышла Александра Захарова в нежном белом платье. Изначально были заявления, что спектакль впитает в себя биографию ее отца Марка Захарова, и, видимо, спектакль между строк затрагивает очень личные семейные моменты, поэтому актриса не стала отвечать на вопрос о том, что именно из постановки ассоциируется у нее с отцом. Однако она отметила, что спектакль не биографичен, но все же отражает театр Марка Захарова.
Аналогичную мысль выразил и режиссер постановки Владимир Панков:
— Мы немного скорректировали, потому что дух Марка Анатольевича как-то подтолкнул на эту мысль. Мы сделали «Задворки», где много говорили о нем, его биографии, где в главной роли была Александра Марковна, и все это срослось. Когда мы стали читать текст Феллини, нам показалось, что и так очень много невербального по духу Марка Анатольевича уже есть в самом произведении, что мы не стали докручивать. Все и так читается. Кто хорошо знает «Ленком», все поймут.