Культурные итоги года-2025: шок, находки, скандалы

«МК» подводит культурные итоги года

Чего было больше — побед или поражений? Кто ломал, а кто строил? Почему запрещали и снимали с должностей и хранили (ли) память? «МК» подводит культурные итоги года.

 «МК» подводит культурные итоги года
Николай Цискаридзе в спектакле «Кабала святош». Фото: mxat.ru

тестовый баннер под заглавное изображение

Король года явился при дворе… Московского Художественного театра в Камергерском. Королем Людовиком XIV в спектакле «Кабала святош» вышел Николай Цискаридзе под сценическим псевдонимом Николай Максимов. Тоже король, но танца, где, как известно, не говорят. Он стал первым балетным актером, сыгравшим на сцене МХТ. До него из «чужаков» в святая святых в 90-е допустили только оперную диву Галину Вишневскую.

Цискаридзе играет то, в чем он дока, — монарха, подарившего миру балет как вид искусства. Но одно дело знания, а другое — создание художественного образа, да еще среди профессионалов драмы. И если до премьеры скептики еще морщили носы, то после вопросов ни у кого не осталось. Никто не видел «короля-солнце», но все уверены, что он таким и был, каким его играет Цискаридзе, поднявший уровень актерской профессии, заметно деформированной в последние годы. В том числе и в МХТ.

Срыв года ощутимо ударил по артистам Театра имени Вахтангова, которые весной приехали на гастроли в Севастополь со своими лучшими спектаклями. По приглашению не какого-то там продюсера, а самого губернатора города, что было гарантией качества. Билеты на столичных артистов раскупили не только жители города, но и всего полуострова Крым. Однако за два часа до начала первого спектакля без объяснения причин местное руководство объявило об отмене выступлений вахтанговцев. Шок испытали артисты, которые готовились к спектаклю, и зрители, приехавшие из других городов Крыма. Вскоре выяснилось, что поводом для срыва гастролей Вахтанговского стало то, что приглашающая сторона только перед началом выступления обнаружила в гастрольной афише спектакль «Эдип» режиссера Тумина, заранее согласованный с учредителем театра — Министерством культуры РФ. Но ведомство не защитило своих, отделавшись сдержанным комментарием.

Александр Сокуров после премьеры в Венеции.

Самый длинный фильм года, премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале, длится больше пяти часов. Новая монтажная картина Александра Сокурова «Записная книжка режиссера» охватывает период с 1967 по 1991 год и состоит из двух параллельных реальностей. Хроника политической и культурной жизни страны показана в контексте мировых событий, а смысл рождается не на стыке двух кадров, а на стыке изображения и текста, которые постоянно находятся в противоречии.

Восстановление года произошло на юге ДНР, где буквально из руин восстановлено историческое здание Мариупольского драмтеатра. Ни один объект культуры Донбасса не переживал столь тотального разрушения: в марте 2022-го при отступлении из приморского города украинские боевики подорвали театр, превратив его практически в руины. Тем не менее российские специалисты вернули зданию театра его первоначальный облик. Сегодня фасад, скульптурная композиция на козырьке в советском стиле, боковые стены — все выглядит так, как на старых открытках с видами города Жданова (Мариуполя), но с поправкой на XXI век.

Фото: Денис Пушилин

Аукцион года, развернутый по случаю самого новогоднего балета «Щелкунчик», принес позитивные плоды, чего никто не ожидал... И тем не менее попытка вывести спектакль Григоровича на музыку Чайковского из разряда скандального дефицита и жертвы спекулянтов сделана. Аукционы, введенные в прошлом году, в этом стартовали одновременно с обычными продажами на сайте театра, и в первый день продаж билеты смели за полтора часа. Самый дешевый (по спецтарифу для студентов, пенсионеров и ветеранов) стоил 1250 руб., самый дорогой в партере — 50 000 руб.

Балет «Щелкунчик». Фото: shelkunchik@bolshoi.ru

А вот результат аукциона-2025: комплект из четырех билетов, причем на элитные литерные ряды А и Б (перед первым рядом) обошелся в 510 000 руб., то есть 127,5 тыс. за билет. А одиночный продали за 70 000 руб. На фоне прошлогоднего аукциона с максимальной ценой за лот в четыре билета порядка 1 миллиона 200 тысяч в 12-й ряд партера (то есть 300 тыс. за билет) порядок цен уже другой — дешевле в 2 раза! И это при той же, что и в прошлом году, стартовой цене 200 тыс. за лот (то есть 50 тыс. за билет). Как говорится: «Правильной дорогой идете, товарищи!»…

Владимир Кехман.

Освобождение года, причем внезапное, как снег на голову, случилось во МХАТе им. Горького. Без объяснения причин Минкульт РФ освободил от должности гендиректора театра Владимира Кехмана. Отсутствие официальной информации, как водится в таких случаях, породило слух о финансовых нарушениях, якобы допущенных в период реконструкции здания, или зала, или еще чего-то там. Насколько они масштабны и к каким ужасным последствиям привели МХАТ на Тверском бульваре, до ознакомления с документами мы говорить не можем. Зато точно знаем, что благодаря именно Кехману Москва получила великолепную площадку, за запущенное состояние которой отвечали его предшественники, занимающие полярные позиции в искусстве, — великая актриса Татьяна Доронина, много лет руководившая женским МХАТом, и деятель современного искусства Эдуард Бояков. Обоих в театре уже нет. Как нет и Кехмана, который привел в театр нового зрителя.

Александр Рукавишников. Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ

Своих не бросаем! — это крылатое выражение, любимое нашим президентом, не на словах, а на деле продемонстрировал президиум Академии художеств: академики единогласно поддержали известного скульптора Александра Рукавишникова. Поводом подставить плечо стал тот факт, что православные активисты оскорбились его работой «В бытовке», представленной на выставке в галерее «Файн Арт». Более того, обратились в суд, заявив, что это «карикатура на икону». А в своем живописном произведении народный художник РФ изобразил простых работяг, одному из которых, возможно, приснилось явление Христа. Профессиональные искусствоведы относят сюжет к жанру социального реализма. С ними полностью согласились академики и на очередном заседании решили поощрить работу Рукавишникова «В бытовке» академической наградой. Публичная поддержка, а не отмежевание от коллег по цеху, которое теперь часто приходится наблюдать, — смелость и поступок.

Парад года, как парад планет, прошел под знаком композиторов-юбиляров. Ушедших — 100-летие Вениамина Баснера, 90-летие Геннадия Гладкова, Гии Канчели и Виктора Лебедева. Достаточно назвать по одному сочинению каждого,: Баснера «На безымянной высоте», Гладкова «Бременские музыканты», Канчели «Кин-дза-дза», Лебедева «Ланфрен-ланфра», — чтобы понять, насколько они любимы публикой. Юбилеи отмечали и ныне здравствующие Давид Тухманов, Максим Дунаевский, Алексей Рыбников, Александр Журбин — высочайший ареопаг отечественной музыкальной культуры. При всем различии стилей их творчество обращено к широкой публике: мюзиклы, песни, музыка для кино — все узнаваемо, любимо, востребовано. Даже предъявляя на суд слушателей академические формы, они остаются на территории красоты и доступности музыкального языка.

Спектакль «Обыкновенная смерть». Фото: theatreofnations.ru

Торжество смерти и похороны года устроил в Театре Наций Валерий Фокин, поставив «Обыкновенную смерть» по «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого, отправив актеров и зрителей на весь вечер в ритуальный зал. Выносят гроб, а в нем — Евгений Миронов в роли усопшего судейского чиновника. Шок! Прийти в себя невозможно. Весь спектакль причитают над покойником, вспоминают, каким он был. По счастью, Иван Ильич вскоре восстанет из гроба, но от этого не перестанет быть мертвецом, который жил легко, приятно, прилично, но почему-то умер.

Захар Прилепин.

Решение года принял Захар Прилепин, в конце октября заявивший о намерении отправиться в зону проведения СВО, а уже через месяц опубликовавший фото в военной форме с передовой, пополнив ряды писателей-фронтовиков. Но никого с таким исступлением не обвиняли сначала в том, что он «не идет воевать», а затем, по заключении контракта, в том, что он «никак не доедет до Донбасса», как Прилепина. Плюс припомнили, что тот «никогда не воевал в ДНР и в Чечне». Однако стоит признать, что если во время Русской весны писатель приезжал на ЛБС под Донецком «покрасоваться перед камерами», то теперь он совершил настоящий поступок.

Снос Центрального дома кино.

Снос года произошел по инициативе руководства Союза кинематографистов, которое стерло с лица Москвы Центральный дом кино. Никита Михалков долго к этому шел и наконец добился своего. Здание оказалось таким крепким, что снести его не могли несколько месяцев. Кинематографистам теперь негде проводить свои мероприятия, отмечать юбилеи и провожать коллег в последний путь. Клеймо варваров навсегда останется на совести компании людей, устроивших этот беспредел.

Илья Глазунов. «Князь Игорь».

Находкой года стали неизвестные ранее картины Ильи Глазунова, которому в этом году исполнилось бы 95 лет. На выставке «ВЫПУСК. ИСТОРИЯ. Академия Ильи Глазунова» в Зарядье на этикетках двух работ самого Ильи Сергеевича значилось «экспонируется впервые». Наш современник, о котором мы, казалось, знали все, сам того не подозревая, в своей знаменитой мастерской, в кладовке под крышей, «спрятал» для потомков «Царевича Дмитрия» и «Князя Игоря». И хотя позже художник делал известные варианты этих картин, полотна эти особенные. Для «Князя Игоря» использована старинная ткань: наклеенная парча, бывшая частью церковного облачения, вышедшего из обихода. Обнаружил полотна сын Ильи Сергеевича, художник Иван Глазунов, во время ремонта отцовской мастерской в кладовке под крышей.

Как большое и малое года срифмовались и дополнили друг друга два музыкальных спектакля, поставленных в диаметрально противоположной по эстетике, монументальности и пространству манере. «Петербург-Петроград-Ленинград» (реж. Иван Поповски) — миниатюрное чудо Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой — показал, как может быть велик и мистериален суперкамерный формат, а эпическое оперное полотно «Семен Котко» (реж. Сергей Новиков, дирижер Валерией Гергиев) в Большом театре обращено к зрителям с сердечной и проникновенной интонацией. Героико-патриотическая тема подана с максимальной мерой психологизма, на которую в принципе способен оперный жанр. И оба спектакля основаны на произведениях двух гениев советской музыки ХХ века — Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева. И оба проникнуты истинной, неконъюнктурной любовью к своей стране.

Бульвар года шел все лето, и это стало абсолютным рекордом в Москве по продолжительности фестиваля «Театральный бульвар», инициированного год назад Департаментом культуры Москвы. Локация — уютное и поэтичное Бульварное кольцо — стала местом встречи жителей города и его гостей с театрами столичными, и что еще ценнее, из разных регионов страны.

Спасение года совершили бойцы СВО, год назад освободившие село Сонцовка (Красное) на Красноармейском направлении. Именно на этом крошечном отрезке донецкой земли на свет появился Сергей Прокофьев. Музей композитора был разбит вдребезги, неизвестной оставалась и судьба его памятника. И только в сентябре этого года состоялась церемония передачи обнаруженных среди руин и перевезенных российскими военнослужащими в Донецк старинного рояля из концертного зала, архивных фотографий, коллекционных пластинок и других предметов, названных дончанами «не просто вещами, а живой памятью о композиторе».

Сказки года стали главной приметой отечественного кино, словно других жанров и не существует. Снимали не только современные адаптации классических сказок, но массово упаковывали в сказочную обертку любые сюжеты. Кинематографисты избегают прямых высказываний, опасаются противодействия чиновников и поборников нравственных ценностей. Давно так остро не чувствовалось отсутствие кино открытой социальной направленности, правдивых историй о современной жизни. Жизнь на экране предстает все больше в розовом цвете.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29673 от 19 декабря 2025

Заголовок в газете: Снесли, спасли, восстановили, наказали

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру