"Давай Авария!". АУДИО

Музыкальная революция районного масштаба. 20 лет спустя

Музыкальная революция районного масштаба. 20 лет спустя
Потеря. Смерть Олега Жукова могла закрыть проект навсегда.
5 июня 1990 года, то есть ровно 20 лет назад, на ивановском областном радио вышла первая передача, которую придумали местные диджеи Николай Тимофеев и Алексей Рыжов. Название для программки в результате нешуточного мозгового штурма ребята придумали, как им казалось, разудалое и понтовое — “Дискотека Авария”. Никто и не думал тогда, во что разрастется в итоге столь скромное событие районного масштаба.

Это было круто не только по меркам Иванова. Одно слово “диджей” звучало тогда страшным вызовом устоям. Страна, неуверенно пошатываясь и топчась, еще только пыталась стряхнуть с себя гниющий мох дубового совка. Тогда невозможно было представить, к примеру, то FM-роскошество и свободу музыкального духа, что считается нынче нормой жизни. Молодежная и современная музыка с боем пробивалась в эфир, обложенный колючей проволокой цензуры. Но предчувствие свободы опьяняло поколение, и все хором запевали гимном вслед за Цоем: “Мы ждем перемен!”  

Предчувствие перемен вдохновляло юных телом и духом. Вдохновлены были и наши герои. Заделавшись диджеями, они привнесли в затхлый эфир советского города ткачих и невест неслыханную прежде продвинутость и раскрепощенность. Веселые ведущие ставили и миксовали музыку, шутили, пели песни. Радиослушатели записывали выпуски на кассеты и делились “крутым музоном и отвязными приколами” с друзьями…  

Дэнс-бойцы “Дискотеки Авария” все эти годы пахали на нивах отечественной поп-целины как рабы на галерах, выросли из районных диджеев в гигантскую и великую супергруппу. Но последний раз праздновали день рождения коллектива аж 15 лет назад, когда еще жили в родном Иванове. Так что в нынешнюю красную дату календаря они заслуживают по-настоящему больших почестей. И, к счастью, по-прежнему пребывают в ранге актуальных музыкантов. Не далее как на апрельской церемонии “Звуковой дорожки” по итогам 2009 г. они в который уже раз выиграли премию ZD Awards в номинации Dance.  

“ЗД” первой спешит поздравить друзей! Вместе со всей страной мы кричим самой танцевальной российской группе: “Давай, Авария!!!” Сегодня “ЗД” вспоминает с солистом группы Николаем Тимофеевым, как все начиналось, продолжалось и что еще светит впереди.


БАЛАЛАЙКА-РЭП

— Какую музыку в своей передаче вы ставили, помните?  

— В основном иностранный поп: C&C Music Factory, The KLF, 2 Unlimited, Ace of Base, Eurythmics, Duran Duran, A-Ha, Vanilla Ace. Русские песни тоже иногда звучали на пьяных вечеринках, посвященных Новому году или 8 Марта. Тогда все танцевали под Агутина. “Любэ” включали. Может, потому мы сами стали сочинять и исполнять песни, что катастрофически не хватало русской музыки на дискотеках. Она была слишком несовременной, чтобы конкурировать с западной. Трудно сказать, в каком направлении мы работаем. Скорее всего это поп. Но поп — это понятие резиновое. Мы — поп-группа, которая еще и рок, и рэп исполняет. “Планета Любовь” — типичная рок-баллада, навеянная творчеством групп Aerosmith, Guns’N’Roses, Queen.  

— Кстати,  о рэпе. Вы называли себя “хип-хоп-маньяками” и “суровыми рэперами”. Но рэперы вас за своих так и не признали. Обидно?  

— В последние пару лет, именно в связи с обширным хип-хоп-движением, мы решили не создавать больше хип-хоп-треков. Сейчас все читают рэп, многих даже не отличишь друг от друга. Конечно, мы поп-группа, но хип-хопу в нашей стране тоже дали дорогу. Возможно, если бы не ряд наших песен в определенный период, в последние два года не было бы этой волны молодых людей.  

— А они, высокомерные, значит, носы воротят и даже спасибо сказать не хотят за ваши первопроходческие нетленки.  

— Вот именно! Например, “Заколебал Ты” занимала первые места в хит-парадах. Это стопроцентный рэп. А песня написана в 90-м году! Когда мы в 91-м приехали в Москву и принесли эту песню на студию “Союз”, нам просто покрутили пальцем у виска: “Ребята, куда вы пришли и что принесли?!” Прошло 10 лет, и она стала первой в хит-парадах. Мы пережили хип-хоп в 90-х, когда это действительно было актуально. Сейчас каждый школьник может сочинить простой речитатив, забить пару хип-хоп-звуков, которые есть в любой музыкальной библиотеке. Другой вопрос: что будет с грувом? Как это будет исполняться, как будут срифмованы слова — это много значит. Люди не понимают, каким должен быть красивый, настоящий хип-хоп, они просто надевают кепки, широкие штаны, кроссовки “Найк” — и считают себя крутыми рэперами. Я это пережил 10 лет назад, мне сейчас на это смешно смотреть. Да, я сам ходил в кепках, в здоровых штанах. До сих пор в гардеробе эти вещи висят, иногда я их надеваю. Но сейчас мне это кажется нафталиновой вещью. Хотя пусть лучше будет хип-хоп, чем шансон…  

— И некого сейчас даже похвалить?  

— Есть замечательный человек — Ноггано-Баста. За последние 15 лет, после “Мальчишника”, я не видел таких талантливых рэп-исполнителей. Он взял в свои руки флаг хип-хопа и несет его по стране. Ну а что касается других групп в этом направлении, мы им пожелаем удачи и хорошего грува. Нойз МС? У него проблема с рифмами. Он — как начинающие поэты, которые пользуются рифмами в стиле “незнайка-балалайка”. Но надо же не просто срифмовать слова. Рэп, хип-хоп — это немного другое, тут должен быть именно грув. Когда грува нет — какой это хип-хоп?..

А ЕСЛИ ДЕПУТАТ — ТО В МОРДУ

— В 2007-м вы выпустили “остросоциальную” и тоже рэп-песню “Зло”. Ее, кажется, не очень поняли?  

— Песня вышла практически только в Интернете, музыкальные каналы нас не поддержали: “Ребята, куда вы? Пойте про яйца! Зачем вы в политику полезли?!” А мы тогда ощущали непреодолимое желание поговорить с людьми, живущими в нашей стране. При помощи песни “Зло” мы выразили отношение к окружающей обстановке. Выразили — и остыли. На этом все закончилось. Мы отдавали себе отчет в том, что мы группа увеселительная, и вдруг — бац, говорим на каком-то другом языке, мысли выдаем. Хотели, чтобы люди оценили нас по-новому, увидели в нас думающих людей, патриотов своей Родины. Интересно еще, что эта песня вышла за две недели до известных событий в Эстонии (массовые волнения из-за Бронзового солдата. — Прим. “ЗД”). Говорят, этот клип и песня внесли в них свою лепту. Какое-то время клип был запрещен в Эстонии к показу. Молодежь бойкотировала посольство Эстонии под нашу песню. До сих пор многие взрослые люди, которые раньше нас никак не воспринимали и даже не знали о нас, пишут теперь на сайт, что после этой песни стали нас уважать.  

— Довольно странный у “Зла” финал, в нем трудно разобраться.  

— “Запомни, победу одержит лишь тот, кто сражается. И пусть тебе, сука, приближается”. “Сука” имеет отношение к определенной стране.  

— Откуда такая ненависть? В конце концов, не они же нас оккупировали…  

— Ненависти нет. Неприятно, когда люди хотят захватить мировое господство и не очень считаются со своими соседями. Все мы индивидуальны, и у каждого свое развитие. Я считаю неправильным с позиции силы разговаривать с соседями, с партнерами, тем более когда вокруг них стоят твои ракеты.  

— Коля!!! Мы не поняли: кто разговаривает с позиции силы?! Чьи ракеты?! Вы осуждаете какую-то страну?..  

— Я вообще осуждаю капитализм и жизнь при капитализме. Не скажу, что я коммунист, демократ или либерал. Я человек, который хочет, чтобы у всех все было хорошо. 

— Может, вам с такой программой в депутаты?  

— Предлагали стать депутатом, вступить в определенную партию. Но я знаю, что через 15 минут депутатства мне захочется разбить морду многим коллегам-депутатам. И что? Бить?.. Я человек, который не умеет убеждать других и отстаивать с пеной у рта свою точку зрения, хотя имеет ее и остается при себе. Мне в депутатах делать нечего. Это сложная работа, помимо того, что ты должен выполнять свои функции, тебе нужно смотреть себе за спину, чтоб никто не подсидел, не подставил. Грязное это дело — политика. Но однажды я в политике побывал — был председателем совета дружины своей школы. Поскольку я был самым главным пионером в школе, нужно было бороться с хулиганами. Как я с ними мог бороться? Убеждать их не получалось, объяснять им ничего не получалось. Все заканчивалось кулаками. Какой из меня депутат, если я такой невыдержанный? Я думаю, мое место на сцене. Депутаты же пусть попробуют сделать все от них зависящее, чтобы людям хоть на капельку стало лучше жить, а из капелек складывается море.

ИЗ ПУКА ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ

— В 2002-м ушел из жизни ваш солист Олег Жуков. Группа какое-то время не работала. Вы хотели закрыть проект?  

— Это был период, когда у нас только-только все поперло. Рекламные контракты, хит-парады, мы выигрываем на MTV номинацию “Лучший русский артист”, едем в Европу, чтобы получить эту премию, собираем стадионы… Все было здорово! И вот Олег заболел, потом умер. Смерть близкого человека — это трагедия. Но потом поняли, что жизнь продолжается. И для себя, и для всех живущих в городе Иваново, и для всех остальных наших поклонников мы должны были работать. Только уже втроем. Нам предлагали взять в группу другого толстячка. Но нам повезло, что мы не продюсерский проект, а сами себе хозяева. Иначе нам бы давно навязали и девочек, и мальчиков. И вообще, может, вместо нас в этой группе другие бы плясали.  

— Вы любите провокации, первыми устроили поп-фаер-шоу. Где подглядывали свои фишки?  

— Это поп-фаер-шоу пришло к нам из детства, из уроков химии. Мы неплохо учились, были в основном хорошистами. Из уроков химии мы узнали, что сероводород хорошо воспламеняется. А при испускании газов человек выделяет именно сероводород. Естественно, опыты проводились в школе вместе с друзьями и товарищами. Мы это вспомнили и решили продемонстрировать в клипе “Х.Х.Х.И.Р.Н.Р.” (“Хип-хоп, Хаус и Рок-н-ролл”). Режиссер категорически отказывался вставлять этот кадр в клип, ушел со съемочной площадки. Тогда мы с Алексеем сняли этот момент сами. Но мы пошли дальше! На некоторых концертах этот номер исполняем вживую. У нас есть специальные штаны, которые заряжаются определенной смесью, есть кнопка, которую нажимает Алексей, а я подношу факел — получается огромное пламя! Главное, правильно встать по ветру — были случаи, когда у Лехи спина загоралась и он стоял весь в огне. А мне волосы подальше убирать надо. Кстати, я потом видел в кино — этот трюк Паша Воля делал.  

— А совсем раньше это было в кино “Тупой и еще тупее”.  

— Так этот фильм появился гораздо позже того, как мы это делали в школе!  

— Вас упрекали в том, что вы “тискали” мелодии?  

— Конечно! Потому что мы тискали мелодии. Но если мы и брали чьи-то мелодии — всегда договаривались с теми, кому они принадлежат. В песне “Отцы” есть фрагмент песни группы Radiorama. Если вспоминать “Яйца”, там вообще взят сэмпл “Песняров”. А вот это “Хей! На-на-на-на-на-на-на! Хей!” — народное, “Песняры” взяли у народа. Мы когда с ними на гастролях пересекаемся, и получается, что они перед нами выступают, они, уходя со сцены, шутят: “Ну все, идите! Мы уже вашу песню спели и народ вам разогрели!” Еще в “Х.Х.Х.И.Р.Н.Р.” взят сэмпл из “Ну, погоди!” — там есть такой важный момент “Тру-ту-тун!”. Он очень узнаваем, поскольку она в мозгу у всех сидит с самого детства.  

— И самый оригинальный вопрос: творческие планы?  

— Самый оригинальный ответ: готовим новый альбом, и там будет в основном танцевальная музыка. Из старых песен в пластинку войдут: “Планета Любовь”, “Модный танец Арам-зам-зам” и “Лето всегда!”. Остальные абсолютно новые.  

— С юбилеем и творческого долголетия!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру