Несомненно, каждый из двадцати с лишним спектаклей форума (с 10 по 30 мая) достоин серьезного разбора. Это, кстати, традиция фестиваля: после спектаклей — бурное обсуждение, семинары, мастер-классы, “круглые столы”. Здесь все на равных — стар и млад, “народные” и начинающие, здесь разные актерские школы, разные поколения как бы переоценивают друг друга, осознавая, куда же катится мировое театральное искусство.
А катится оно вот куда: одно из последних ярких событий феста — “Зойкина квартира”, показанная 15 мая (Екатеринбургский театральный институт, курс Вячеслава Белоусова), — уже стремится в пятерку лидеров. Эстетика из рук режиссера Олега Гетце весьма замысловата: будто бы обретают голос персонажи немых фильмов 20-х годов, возникают образы Чарли Чаплина, Александра Вертинского, Веры Холодной… Отточенный стиль, достоверность героев булгаковской “Квартиры” достигаются через смесь пластического и вербального театра, историчности и фантастики при трогательном лирическом подтексте. Браво, Екатеринбург!
И уже завтра славное шествие реалистического абсурдизма будет подхвачено поляками: Краковская высшая театральная школа им. Людвика Сольского дает “Процесс” Франца Кафки. Но что мы читаем: мюзикл? Да еще на польском языке на два с лишним часа с антрактом? Что ж, вероятно, это единственный путь для режиссера Войцеха Костелняка и композитора Томаша Гвиньчиньского разгадать неоконченную Кафкой драму “некоего Джозефа К.”, обвиненного в преступлении, к которому он не причастен… или?
Нечасто тонкая психология героев раскрывается столь “грубо” — через песни (текст — Рафал Дзвиш). Но песня идет — как единственно возможный чистый голос души при полной непредсказуемости дальнейшей судьбы Джозефа К., отпущенного на свободу после ареста, но что есть свобода? Он должен регулярно появляться в суде, что приводит его в бешенство; решения “свыше” так и не принимаются, вся личная жизнь катится в тартарары, а попытка установить контроль над ситуацией приближает героя к гибели…
20 и 21 мая нас ждет встреча в “Ночи убийств” с замечательным “Пикколо Театро д’Арте” (Италия), но об этом — отдельный рассказ.
Пока же исполняется главное — студенческим и постдипломным спектаклям-“односезонкам” продлевается жизнь: их смотрит широкой круг зрителей, а не только специалисты и педагоги; за них болеют, их хотят видеть снова и снова. А победитель получит право занять место в репертуаре Театрального центра, да еще и не забудем о спецпризе — 1 млн рублей для поездки на Авиньонский фестиваль.