Кто будет выплачивать штраф за загрязненную нефть?

Продолжается скандал, подрывающий репутацию России

04.06.2019 в 17:05, просмотров: 3501

Скандал с «грязной нефтью», поставленной зарубежным партнерам государственной компанией «Транснефть», имеет финансовое и имиджевое измерение. Начиная с 25 апреля Россия ежедневно теряет 80 млн долларов доходов. При этом генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что очистить трубу удастся не раньше, чем через 6–8 месяцев. В свою очередь политический ущерб состоит в том, что у США впервые появился инструмент давления на экспорт не только российского газа, но и нефти, хотя до сих пор в этой сфере Россия имела репутацию надежного и ответственного поставщика. Между тем эксперты утверждают, что «Транснефть» получила информацию о «грязной нефти» до того, как разразился международный скандал.

Кто будет выплачивать штраф за загрязненную нефть?

Покупатели приостановили закупку российской нефти по нефтепроводу «Дружба», пожаловавшись на загрязнение сырья. Москва не отпиралась, она признала, что самая важная артерия сырьевого экспорта была загрязнена хлорорганическими соединениями, специалисты срочно стали проверять, насколько далеко зашла ситуация, и приступили к поиску альтернативных поставок. Европейский рынок нефти занервничал.

Как писала газета The Financial Times, инцидент с «Дружбой» опроверг тезис о том, что Москва является заслуживающим доверия поставщиком энергоресурсов. Если помните, этот тезис был ключевым аргументом энергетических компаний Евросоюза — покупателей российских нефти и газа, которые выступают за наращивание импорта из России.

Влиятельные покупатели российского газа настаивали на том, что его импорт обеспечивает Европу долгосрочными надежными поставками доступных энергоресурсов. Сегодня эти компании оказались под растущим давлением со стороны США и некоторых европейских стран, требующих прекращения финансовой поддержки «Северного потока - 2».

Миллионы баррелей загрязненной российской нефти, залившей Восточную Европу, укрепляют позиции противников проекта.

На встрече с главой «Транснефти» Николаем Токаревым Владимир Путин возложил ответственность за случившееся на монополию, заявив, что система не сработала, а «ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый — очень серьезный».

Выдвигаются различные версии, вплоть до сознательной диверсии загадочной криминальной группировки, воровавшей нефть из трубопровода. Вариантов много, но в любом случае, как заявил глава Министерства финансов Антон Силуанов, государство не должно платить за «косяки» компании, обслуживающей трубопровод.

Как сообщил в эфире радио «Коммерсант FM» Алексей Мухин: «Руководство этой компании было уведомлено о проблеме так называемой грязной нефти задолго до того, как все это произошло. Еще второго апреля было установлено, что нефть содержит повышенную хлорорганику, показатели. И здесь ряд компаний забили тревогу и предложили «Транснефти» вовремя разрешить эту проблему. Но тем не менее «Транснефть» перенаправила вот эту нефть в трубопровод «Дружба» через свою конкретную дочку — «Транснефть-Приволга». И знаете, мы получили то, что получили».

«Мало того что «Транснефть» получала уведомления от российских НПЗ, как видно, ее специалисты в ежедневном режиме были обязаны проверять базовые показатели качества нефти на каждом узле приема: плотность, содержание серы, содержание воды… Польские специалисты обнаружили, что в загрязненной нефти содержится хлороформ — вещество, которое, в принципе, не может содержаться в добычной нефти. Такие примеси свидетельствуют о том, что в трубу сливались непереработанные остатки нефтехимического производства», — приводят «Известия» слова Алексея Мухина.

А вот мнения других экспертов.

Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭК:

«Я не верю в то, что это была техническая авария, слишком велики масштабы загрязнений, — сказал авторитетный эксперт отрасли, директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. — Появилась информация о том, что первые признаки загрязнения были обнаружены еще 2 апреля, и на самом деле нефтеперерабатывающие заводы сообщали «Транснефти» о том, что к ним поступает загрязненная нефть, и среди прочих упоминается Волгоградский НПЗ. В общем, на самом деле «Транснефть» получила предварительную необходимую информацию о том, что, возможно, есть вот такого рода загрязнения. Тем более ее ответственность в этой ситуации повышается. К тому же, как выясняется, в «Дружбу» грязная нефть была перенаправлена через дочку «Транснефти» «Транснефть-Приволга» — одну из крупнейших в Европе баз смешения нефти».

Главные потери — репутационные. Причем здесь страдает репутация России в целом. Независимо от того, нефть это поставляется или газ. Фактически эта история ударила не только по нефтепроводу «Дружба», и не только по поставкам нефти из России, но и по таким проектам, как «Северный поток - 2», потому что до тех пор, пока Россия позиционировалась как абсолютно надежный и стабильный поставщик энергоресурсов, отношение к «Северному потоку - 2», против которого, как известно, сильно возражают Соединенные Штаты, было одно. Европейские государства в своей основной массе поддерживали проект. После истории, которая произошла, я думаю, что поддержка снизится. Насколько она снизится и что там будет — мы увидим.

Старший аналитик агентства WMT Consult Валерий Андрианов:

«Транснефть» была уведомлена о том, что нефть загрязнена, еще задолго до того, как в апреле белорусы заявили о резком росте содержания хлорорганики в нефти . Об этом пишут СМИ со ссылкой на источники в российских компаниях. Мне кажется, это свидетельствует о том, что нефтетранспортная монополия могла сразу обратить на это внимание и постараться предотвратить то, что в итоге случилось. Однако этого не произошло. На данный момент есть только один способ решить этот вопрос. Нужно найти реальных виновных в ситуации, провести расследование и тщательным образом все изучить».

Сейчас европейские страны — покупатели российской нефти уже ждут компенсаций, но такое не должно повториться, это наносит ущерб политическому имиджу нашей страны.