Экономисты рассчитали «подъемную силу» нацпроектов

Ни шатко ни валко

04.11.2019 в 15:07, просмотров: 12604

Официальный прогноз социально-экономического развития обещает резкий подъем экономического роста в 2021 году. Подтолкнуть его могли бы нацпроекты — точнее, их реализация, которая могла бы стать мультипликатором роста. А сможет ли стать? Ответы экспертов кардинально расходятся.

Экономисты рассчитали «подъемную силу» нацпроектов

Реализация нацпроектов идет, но, мягко говоря, неспешно. По данным на середину октября, которыми с депутатами Государственной думы поделился глава Счетной палаты Алексей Кудрин, использовано только 59% бюджетных средств, предусмотренных для их реализации в этом году. Пока не так важен вопрос, кто или что давит на тормоз: то ли Минфин не спешит расставаться с бюджетными средствами, то ли потенциальные реализаторы самих проектов не готовы, то ли механизм управления нацпроектами настолько запутан, что фаза старта сопряжена с массой бюрократических согласований, отнимающих время. Суть в том, что нацпроекты пока представляют собой преимущественно бумажный феномен.

Между тем им отводится грандиозная роль. Во-первых, они представляют собой программу, которую Владимир Путин обещал выполнить в свой очередной президентский срок. Во-вторых, нацпроекты — пока эскиз будущего, которое качественно отличается в лучшую сторону от настоящего, что должны почувствовать все граждане России. В-третьих, эффект нацпроектов еще и в том, что они должны обеспечить экономический рост в стране.

На последнем обстоятельстве стоит остановиться подробнее. Кто-то вспомнит, как барон Мюнхгаузен за волосы сам себя вытащил из болота. Можно привычно усмехнуться. Но если вдуматься — именно так и совершаются прорывы; настоящая сказка — это «волшебник в голубом вертолете». А нацпроекты, с одной стороны, нуждаются в выделении средств, которые может дать только достаточно быстро растущая экономика, а с другой — они сами, своей реализацией, могут подтолкнуть экономический рост. Чтобы запустить эту цепь, очень важны первоначальные госинвестиции.

Но вопрос о том, достаточен ли потенциал нацпроектов, чтобы существенно разогнать экономику, остается. И ответ на него чрезвычайно важен. Экономисты, причем не работающие на российское правительство, а значит, не зависящие от него, дают на поставленный вопрос прямо противоположные ответы.

Так вице-президент, ведущий аналитик по суверенному рейтингу России международного рейтингового агентства Moody's Эван Волманн заявил: «Сейчас рост (российской экономики. — «МК») примерно 1,5%. Цель национальных проектов в том, чтобы повысить рост выше среднего, что можно перевести в прогноз в 3%». Получается, нацпроекты должны разогнать темпы роста экономики России до опережающих среднемировые, то есть выполнить одну из центральных экономических задач майского указа Владимира Путина. Однако будет ли эта цель достигнута? Волманн прямо не отвечает, но общий контекст его выступления не предполагает, что задача невыполнима.

В конце октября ответ на тот же вопрос дала старший экономист Oxford Economics Евгения Слепцова: нацпроектам экономику не поднять. Ее прогноз: «Даже если темпы финансирования инвестиционных нацпроектов ускорятся драматически по сравнению с уровнями октября 2019 года и достигнут 80% к концу года, чистый эффект на ВВП 2019 года, с учетом негативного влияния повышения НДС (с 18 до 20%), предположительно, будет близок к нулю». А дальше? Слепцова утверждает, что в среднесрочной перспективе даже при стопроцентном и эффективном расходовании средств чистый положительный вклад нацпроектов в рост ВВП составит лишь 0,1 п.п. в 2020–2021 годах и 0,2 п.п. в 2022–2024 годах.

Конечно, методику подсчета, примененную в Oxford Economics — а Слепцова строила свои расчеты на комбинации фискальных мультипликаторов (позволяющих определить, какой рост экономике придает рост госрасходов на 1%) и отрицательного мультипликатора от роста НДС, — можно оспаривать. Но и до появления этих расчетов на рынке весьма скромно оценивалась «подъемная сила» нацпроектов. Аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов считает, что нацпроекты могут обеспечить «добавку» к росту экономики в 0,2–0,3 п.п. Экономический факультет МГУ в своем отзыве на проект бюджетной трехлетки несколько оптимистичнее: заложенный в национальных проектах потенциал стимулирования экономики не превышает 0,3–0,6 п.п. дополнительного прироста ВВП в год. Важно, что все цифровые оценки гораздо ниже ожиданий Минэкономразвития, прогноз которого разделяет правительство, а в соответствии с ним экономический рост в России с 1,7% в 2020 году должен взлететь до 3,1% в 2021 году.

Если же выяснится, что официальный прогноз строится на песке, то «поплывет» не только рост экономики, вся цепочка развернется в противоположную сторону. Нацпроекты не подтолкнут рост на нужную высоту, а рост не поддержит нацпроекты. Со всеми вытекающими последствиями. Тут уж будет не до мультипликаторов.