У «Северного потока-2» возникли три новых проблемы

Возможность достройки газопровода опять под вопросом

Вихри враждебные обрушились на недостроенный российский газопровод в Европу «Северный поток-2» с новой силой. Причем с трех разных направлений. Из Штатов руководству паромного немецкого порта Мукран пришло письмо с угрозами: группа сенаторов США требует немедленно прекратить оказывать поддержку проекта, в противном случае «вы нанесете удар финансовому выживанию вашей компании», предупреждают законодатели.

Этому предшествовали и другие важные события, ставящие под вопрос саму возможность достройки российского экспортного газопровода на Балтийском море.

Возможность достройки газопровода опять под вопросом
Фото: nord-stream2.com

Порт Мукран в городе Засниц на острове Рюген служит логистической базой для строительства "Северного потока-2", там хранятся трубы, которые должны быть проложены по дну Балтийского моря. Называя свое «письмо счастья» официальным юридическим уведомлением, американские сенаторы Тед Круз, Том Коттон и Рон Джонсон напоминают о потенциальных рисках для управляющих директоров порта, акционеров и сотрудников. Если не выйдете из игры, всем американским физическим и юридическим лицам будет запрещено иметь с вами дело – таков их посыл.

А днем ранее на «Северный поток-2» ополчились немецкие экологи: организация DUH подала иск в Верховный административный суд Грайфсвельда с требованием проверить, насколько обосновано разрешение Берлина на строительство СП-2. Истцы ссылаются на новые научные данные, в соответствие с которыми работы могут привести к неконтролируемой утечке метана в Балтику.

Третий фактор в этом тревожном ряду связан с официальным заявлением российской компании «Межрегионтрубопроводстрой»: МРТС, ранее прокладывавшая трубы на территории РФ, отказывается делать то же самое в датских водах. Формально это значит, что проект покидает уникальное отечественное судно «Фортуна», находящееся сейчас в немецком порту Росток. В МРТП уверяют, что компания не владеет «Фортуной», а лишь арендует ее по договору бербоут-чартера (фрахт без экипажа). Ранее предполагалось, что «Фортуна» будет достраивать оставшиеся километры трубы совместно с еще одним отечественным трубоукладчиком «Академик Черский».

Насколько эти три новых фактора способны остановить прокладку российской экспортной трубы? Каждое из препятствий само по себе достаточно серьезно, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, судно «Академик Черский» (находится в Мукране) еще предстоит переоборудовать для работы с трубами большего диаметра, которые используются на "Северном потоке-2". Затем судно должно пройти сертификацию. Из Мукрана трубы для укладки будут доставлять к месту строительства суда снабжения «Остап Шеремет» и «Иван Сидоренко» (пока стоят в Калининграде). Выход из проекта баржи «Фортуна» создает новую проблему: оператор Nord Stream-2 лишается судна, способного трудиться на мелководном участке у берегов Дании. «Академик Черский» этого не может, его основная «фишка» - работа на глубоководье в немецких водах. В сложившейся ситуации иск немецких экологов выглядит значимой дополнительной помехой.

Их нападки не обоснованы, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Прежде, чем получить разрешение на проведение работ в Балтийском море, Nord Stream-2 предоставил властям Германии все необходимые документы. Придраться к этому сложно, поскольку все правила соблюдены. Что касается истории с «Фортуной», то пока нельзя однозначно утверждать, что это судно с якорной системой позиционирования уже не будет участвовать в строительстве газопровода. Если «Фортуна» сменит собственника (или арендатора), то вполне сможет действовать в тандеме с «Академиком Черским».

Действия американских сенаторов не представляют особой угрозы для проекта, убежден Юшков. В декабре 2019 года, напоминает собеседник «МК», Тед Круз, позиционирующий себя как непримиримый борец с Россией, направил аналогичное по духу и сути письмо швейцарской компании Allseas, которая предоставляла суда-трубоукладчики. Тогда пошли слухи, что именно послание Круза вынудило руководство Allseas выйти из проекта.

В реальности толчком к этому явилась подпись президента Дональда Трампа, поставленная под законом об оборонном бюджете, в который вошел конкретный санкционный пакет в отношении СП-2.

Вот и сейчас немцы наверняка проигнорируют это «официальное юридическое уведомление» из Вашингтона. Тем более, что они в какой-то мере привыкли, ментально приспособились к постоянно обсуждаемым американцами официальным ограничениям. Этих драконовских мер становится все больше, и они накладываются уже не столько на бизнес, на отдельные компании, связанные с «Северным потоком-2», сколько на государственные органы Германии. Однако пока это лишь частное мнение отдельных, пусть и влиятельных, сенаторов. Истинную угрозу представляют лишь официальные американские законы, вводящие новые санкции. А они еще не сформулированы, не приняты и не подписаны.       

Сюжет:

Санкции