Во вторник, 23 декабря, стоимость золота впервые превысила уровень $4500 за унцию, а на следующий день поднялась до $4555,1. Котировки росли, в том числе, благодаря крупным закупкам со стороны центральных банков, которые стремятся диверсифицировать свои активы и отказаться от доллара. Еще одна базовая причина - увеличение спроса на этот драгметалл как на актив-убежище из-за возросшей геополитической напряженности, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
Эксперты компании Yardeni Research прогнозируют дальнейшее удорожание актива. По их оценкам, к декабрю 2026 года цена может вырасти до $6 тысяч, а к концу десятилетия — достигнуть $10 тысяч. Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев связывает нынешний восходящий тренд с двумя факторами: во-первых, со снижением доверия к доллару в мире из-за угрозы независимости ФРС США (исходящей от президента Дональда Трампа), во-вторых, с высоким уровнем процентных ставок. Чиновник напомнил, что в 2003–2004 годах унция золота стоила $400. По его мнению, ситуация с попытками экспроприации российских активов только усиливает спрос на желтый металл – как со стороны регуляторов и банков, так и частных лиц.
В целом о золоте сегодня принято говорить почти исключительно в восторженном тоне: дескать нет в мире более надежного и выгодного инструмента для вложения средств. При этом на задний план отходят обстоятельства, о которых потенциальным инвесторам следует всегда помнить. Начнем с того, что золото может десятилетиями не обновлять ценовые максимумы, и что в силу малой ликвидности оно не защитит ни от краткосрочных финансовых потерь, ни от инфляции. Оно, как правило, покупается дороже биржевой цены, а продается дешевле. Типичные спреды на слитки составляют 5-10%, а на монеты доходят до 20-30%.
Далее, физическое золото нуждается в защите от кражи, требует страхования, хранить его желательно в сейфе либо в банковской ячейке. А это – дополнительные расходы. Драгметалл не приносит дивидендов, не реинвестируется. В целом же это инструмент сохранения, а не роста капитала. Причем со своими знаковыми минусами.
Цены на золото могут падать сильно и надолго, и тому есть масса исторических подтверждений. Много чего влияет на котировки - макроэкономические и геополитические условия, динамика инфляции, объем резервов, колебания валютных курсов, баланс спроса и предложения, а также стоимость добычи и переработки металла.
Хрестоматийный пример – события кризисного 2008 года, когда золото подешевело на 29,5% за семь месяцев: с марта по октябрь цены снизились с $1000 до $700 за унцию. На фоне обвала на фондовых рынках инвесторы нуждались в ликвидности, а «желтый металл» в значительной степени утратил тогда свой имидж защитного актива, и его массово распродавали. Кстати, ожидания спада мировой экономики привели к резкому падению цен и на другие сырьевые товары.
Упоминания заслуживает и более ранняя ситуация 1975–1976 годов, когда курс обвалился почти на 50% - со $195 в январе 1975-го до $105 за унцию к сентябрю 1976-го. Снижение началось почти сразу после того, как гражданам США снова разрешили владеть золотом (с 1 января 1975 года). Инвесторы не могли понять, что происходит: они ожидали скачка цен из-за увеличения спроса в результате принятия нового закона, который сделал золото легальным товаром. А вышло ровно наоборот.
«Рост цен на золото в 2025 году во многом объясняется внешними факторами: ослаблением доллара США на фоне снижения ставки ФРС и ожиданиями дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики, - говорит руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. - В условиях падения доходности долларовых инструментов интерес инвесторов к защитным активам традиционно усиливается. Что формирует устойчивый восходящий тренд по золоту и серебру. Однако для частного инвестора именно эта устойчивость и близость котировок к историческим максимумам становятся источником повышенных рисков».
Как показывает история рынка драгметаллов, после периодов стремительного роста нередко следуют резкие и глубокие коррекции. В 1970-е годы и в кризис 2008 года золото демонстрировало способность снижаться на десятки процентов за короткий промежуток времени, когда менялись макроэкономические ожидания, и инвесторы массово фиксировали прибыль. По словам Шнейдермана, ключевой риск для физлиц заключается в высокой чувствительности цен на золото к риторике и действиям крупнейших мировых центробанков. Любой сигнал о замедлении смягчения политики ФРС, росте реальной доходности облигаций или укреплении доллара может быстро изменить баланс спроса и предложения.
«На текущих уровнях рынок во многом уже заложил оптимистичный сценарий, а значит, потенциал коррекции при изменении внешнего фона остается существенным. Дополнительным фактором риска выступает повышенная волатильность, которая усилилась в последние месяцы - на фоне обновления исторических максимумов и притока спекулятивного капитала», - резюмирует Александр Шнейдерман.