Аксаков предполагает, что первое в нынешнем году снижение «ключа» может состояться уже в феврале – на 0,5 %, а в марте на 1-1,5 %. Более решительные шаги регулятор может предпринять летом и осенью. А к концу года инфляция приблизится к целевому показателю 4-5 %.
Как известно, в минувшем году Центробанк пять раз подряд снижал ключевую ставку – с 21 % в июне до 16 % в декабре. Таким образом, есть надежда, что тенденция, которая наблюдалась последние пять заседаний Центробанка, продолжится в нынешнем году.
Не секрет, что регулятор уже не первый год ставит своей задачей снизить годовую инфляцию до 4 % и закрепиться на этом значении. Кажется, что в минувшем году мы подошли достаточно близко к этому рубежу, многие аналитики ожидают, что уровень инфляции составит 5,6-5,8 %. То есть, осталось совсем немного, чтобы Центробанк, после длительной и тяжелой борьбы с инфляцией, вышел на целевой уровень, намеченный на 2026 год: 4-5 %.
Однако желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Так считает финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев.
- Если бы в течение года нам удалось снизить ключевую ставку ЦБ до 9-10 %, это было бы хорошо, - считает он. - Это дало возможность предприятиям выпускать акции и конкурировать по их доходности с процентными ставками в коммерческих банках. Бизнес мог бы получать деньги с фондового рынка, а не брать кредиты на развитие под высокие банковские проценты.
Вот какой эффект дало бы снижение «ключа» до 9-10 %. Хотя нужно признать, что сама по себе это высокая ставка. Но по сравнению с тем, что у нас была ранее – 18 - 21% - это дало бы глоток кислорода действующим предприятиям. Но, полагаю, этого не произойдет.
- Почему?
- По простой причине – приверженности регулятора своей жесткой денежно-кредитной политике в борьбе с инфляцией. Это позиция не только Центробанка, но и монетарной части правительства. Потому ожидания, что в нынешнем году инфляция снизится до 4-5 %, просто нереальны. Ожидать можно, что угодно. Но в экономике не устранены проинфляционные факторы.
- Какие именно?
- Хотя бы монопольное ценообразование, из-за которого растет инфляция. Похоже, что с этим фактором никто не собирается бороться. Но сейчас главная проблема – повышение налога на добавленную стоимость с 20 до 22 %. Что неизбежно даст толчок в ускорении инфляции.
Скорее всего, в 2026 году нас ожидает инфляция в районе 7-8 %. Если по итогам 2025 года по этому показателю мы выйдем в район около 6 %, то в нынешнем году произойдет ускорение инфляции. А в этом случае регулятор будет держать высокую ключевую ставку. Ни о каких 9-10 процентах и речи не может быть.
- По прогнозам, инфляция по итогам 2025 года буеет чуть ниже 6 %, мы в шаге от 5 %, а вы говорите, что начнет разгоняться…
- Это ничего не значит, здесь нет линейной зависимости, что вот одолеем еще один процент и выйдем на целевой показатель. В экономике другие законы, можно стоять в шаге от своей цели, но этот шаг так и не сделать. А помешает нам главным образом увеличение НДС, который станет разгонять потребительские цены.
- Тем не менее, некоторые экономисты ждут, что уже в феврале Центробанк снизит ключевую ставку.
- Они, скорее всего, надеются, что в следующем месяце НДС еще не успеет себя проявить, не сработает в сторону повышения цен. И что регулятор воспользуется этим моментом и снизит ключ на 0,5 %. Если и так, то в последующие месяцы инфляция начнет расти, и у регулятора появятся «козыри», чтобы не снижать ключевую ставку.