Стойкий деревянный: почему в 2025 году рубль только укреплялся

Экономист Лобода: «Реальных минусов для экономики достаточно»

В 2025 году рубль проделал феерический путь: стартовав в январе с позиции 100,8 за доллар (по курсу Центробанка), он в декабре закрепился на отметке 78.4. Неизменно опровергая по ходу дистанции прогнозы экспертов, суливших российской валюте ослабление «со дня на день». Этот непоколебимый тренд вознес рубль на вершину нескольких авторитетных международных рейтингов, в частности, от Bloomberg и Bank of America.

Экономист Лобода: «Реальных минусов для экономики достаточно»
Фото: ru.freepik

тестовый баннер под заглавное изображение

По данным Bloomberg, за последние 12 месяцев рубль показал самое значительное укрепление с 1994 года, опередив курсы основных валют к доллару. В декабре агентство включило его в топ-5 самых прибыльных мировых активов, после платины, серебра, палладия и золота. Составители рейтинга связывают это главным образом со снижением спроса на иностранную валюту в России. Для граждан стали более привлекательны активы в рублях – из-за высокой ставки ЦБ.

Ранее, в июне аналитики Bank of America признали рубль самой успешной валютой в мире в 2025 году. Связав это достижение, во-первых, с жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ, во-вторых, с «затовариванием» ряда сегментов российского рынка. В частности, с переизбытком потребительских товаров длительного пользования, которые активно завозились в страну в июле-декабре 2024 года. В основном это бытовая техника, электроника, легковые и грузовые автомобили. Поскольку с начала года импортеры сократили закупки, для них отпала надобность продавать рубли, чтобы расплачиваться с поставщиками долларами.

Курс рубля по отношению к «американцу» последовательно рос весь прошлый год. Переломным месяцем оказался февраль, когда отечественная валюта добралась до отметки 92,9 (с январской 100,8), а затем, в марте, апреле и мае показала, соответственно, 86,0, 83,3 и 80,4. Далее, до декабря она удерживалась в диапазоне 78,7-82,9. Лишь однажды, в сентябре, кратковременно показав значение 85,6.      

Фактор санкций

«Укрепление рубля в этом году — это, прежде всего, проявление высоких рублевых ставок жесткой денежно-кредитной политики», - заметила глава регулятора Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции по итогам заседания 6 июня, на котором Совет директоров ЦБ опустил ключевую ставку с 21% до 20% годовых. Этот тезис справедлив, но примечательно, что последующее поэтапное ослабление ДКП (до 16% в декабре) никак на повлияло на ситуацию, вопреки многочисленным прогнозам. Аналитики ссылались не только на этот фактор, но и на ряд других обстоятельств, играющих против рубля.

В частности, на снижение цены нефти, на усиление геополитической напряженности, а также на сокращение положительного сальдо текущего счета РФ, когда экспорт генерирует меньше валютной выручки, а импорт увеличивается. Однако рубль повел себя по-своему: логика его поведения во многом разошлась с классической логикой макроэкономических процессов.       

То есть, с одной стороны, в чем-то повторилась история переломного для страны 2022 года, когда в период с мая по декабрь курс устойчиво держался в диапазоне 60-65 за доллар. Тогда казалось, ничто не сдвинет его с насиженного места в сторону более слабых «равновесных» значений, к которым привыкли и государство, и население. Вместе с тем, в июне 2024 года картина на валютном рынке стала совсем уж непрозрачной и непредсказуемой после введения администрацией США (президента Джо Байдена) блокирующих санкций против Мосбиржи. С тех пор в России не проводятся полноценные (с участием доллара и евро) биржевые торги, а валютный курс формируется Центробанком фактически в закрытом режиме, в соответствие с данными внебиржевых валютных операций и какими-то внутренними, известными одному лишь ЦБ критериями. 

Соответственно, это уже в большей степени административный показатель, нежели рыночный. Что, в свою очередь, ставит под сомнение значимость лидерских позиций рубля в международных рейтингах. В целом же, реалии российского финансового сектора за последние почти четыре года изменились настолько, что все прогнозы относительно валютных курсов заведомо имеют высочайшую степень погрешности. Скажем, если раньше в экспортно-импортных операциях преобладали расчеты в долларах и евро, то сегодня эта позиция прочно закрепилась за рублем и юанем. В сделках с Индией рубль используется в более чем половине расчетов, в сделках с Китаем – примерно в 40%.

Логично предположить, что в таком статусе на него формируется устойчивый спрос со стороны иностранных торговых партнеров РФ. И это оказывает рублю существенную поддержку. Между тем, оставаясь крепким, он (в сочетании с низкими ценами на нефть) создает серьезные проблемы для экспортеров и усугубляет дефицит федерального бюджета.

По словам экономиста, топ-менеджера в области финансовых коммуникаций Андрея Лободы, статус рубля как «самой успешной валюты» ничего не дает российской экономике, поскольку она живет в условиях множественных санкционных ограничений. Факты таковы: прямых торгов рублевыми парами для инвесторов не предусмотрено, на Мосбирже доступны только фьючерсные контракты. 

«Нерезидентов на торгах минимальное количество, то есть, притока зарубежных денег в систему для роста ликвидности тоже не наблюдается. А на межбанке курс формируется исходя из интересов банков и крупных участников. Словом, реальных минусов для экономики при сильном рубле достаточно», - делает вывод Лобода.

Без иллюзий

Формальные показатели российской валюты в 2025 году выглядят впечатляюще, но к этим цифрам следует относиться без иллюзий, говорит глава финтех-платформы SharesPro Денис Астафьев. Речь, по его словам, идет не о классическом рыночном результате (из мира драгметаллов или высоколиквидных биржевых инструментов), а о курсовом эффекте в условиях ограниченного доступа к валюте и изменившейся инфраструктуры ценообразования. В результате санкций США и остановки биржевых торгов долларом и евро в РФ валютный курс формируется преимущественно на основе внебиржевых операций и внутренних расчетов банковской системы. Это делает его показателем, который в значительной степени зависит от административных параметров и структуры спроса и предложения внутри страны.

Как напоминает финансовый аналитик Сергей Дроздов, подобное уже происходило с рублем неоднократно: в 2014 году рубль с 80 за доллар усилился до 50, в 2022-м — со 120 до 50. Сейчас одной из причин укрепления является по-прежнему высокая ключевая ставка, при которой люди теряют интерес к долларам и прочей инвалюте. В феврале 2025-го «ключ» в 21% позволял открывать депозиты под еще более высокий процент. В то же время, никакой критики не выдерживает популярная риторика, согласно которой раз бюджету требуются деньги, надо непременно ослаблять рубль.

«Если в нулевых годах наполнение казны происходило в основном за счет нефтегазового экспорта, то сегодня большую часть доходов обеспечивает внутренний рынок, в частности, НДС, - резюмирует Дроздов. - Именно этим и обусловлено решение властей повысить ставку НДС до 22%. В правительстве понимают: искусственно задавить курс рубля – значит поставить крест на борьбе с инфляцией, которую последовательно и небезуспешно ведет ЦБ. Не зря, кстати, министр финансов Силуанов призвал «учиться жить и работать при текущих курсовых соотношениях».

Укрепление рубля в 2025 году действительно выглядит значительным в сравнении с динамикой других валют, однако его нельзя оценивать исключительно через призму формальных процентных показателей, говорит руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. Текущая курсовая динамика во многом формируется в условиях ограниченного биржевого механизма. Впрочем, это не означает ее полной искусственности. Существенную поддержку национальной валюте, помимо политики ЦБ, оказывает внебиржевой валютный рынок, который традиционно хорошо развит в России и продолжает выполнять функцию перераспределения экспортной выручки и спроса со стороны импортеров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру