“Воздушный рок” поляков

Два года назад Лех Качиньский грозился уволить пилота, отказавшегося сажать борт в экстремальных условиях

Два года назад Лех Качиньский грозился уволить пилота, отказавшегося сажать борт в экстремальных условиях
Похороны 18 крупнейших чинов польских ВВС, погибших в авиакатастрофе под Мирославцем в 2008 году.

Над польскими властями поистине висит “авиационный рок”. За последние годы произошло сразу несколько инцидентов и катастроф с бортами, перевозившими высокопоставленных поляков.

Аналитики вспоминают события 12 августа 2008 года, когда польский авиалайнер “Ту-154” совершал полет из Варшавы через Симферополь курсом на Тбилиси. На борту находились Лех Качиньский, а также президенты Украины, Эстонии, Литвы и Польши — Ющенко, Ильвес, Адамкус, а также премьер Латвии Годманис. Все они хотели выразить поддержку Михаилу Саакашвили после событий в Южной Осетии. Однако командир экипажа Петрущук отказался сажать самолет в столице Грузии и приземлился в Гяндже, в Азербайджане, откуда политики дальше добирались автоколонной. Причиной отказа летчика садиться в Тбилиси стали “соображения безопасности”: были плохие метеоусловия, к тому же “в тот момент не было полной ясности, кто контролирует грузинское небо, кто обеспечивает наземный контроль за авиаперелетами и в каком состоянии находятся взлетно-посадочные полосы”. Между тем Лех Качиньский настаивал на посадке в грузинской столице, давил на пилота и был крайне недоволен его позицией, прокомментировав ее так: “Если кто бы то ни было принял решение быть офицером, то он не должен быть пугливым!” А затем пообещал “принять решение по этому поводу” — имелось в виду возможное увольнение командира экипажа. Рассматривался даже вопрос о возбуждении уголовного дела, но этого так и не произошло…  


Позже, в декабре 2008-го, президент Польши собирался лететь из Улан-Батора, где был с визитом, в Японию. Но в его “Ту-134” обнаружилась поломка, и Качиньский продолжил полет чартерным рейсом. Тогда премьер Туск заявил, что правительство рассмотрит вопрос о покупке нового “польского Air Force Оne” для “обеспечения элементарной безопасности президента”.  

Между тем в начале 2008-го, 23 января, произошла одна из самых крупных авиакатастроф в истории Польши. Вблизи местечка Мирославец потерпел крушение направлявшийся из Варшавы военно-транспортный самолет испанского производства CASA C-295M, на котором летели крупные чины ВВС страны: командиры эскадрилий тактической авиации, командующий бригады… Погибли 18 человек. Все они по странному совпадению возвращались с конференции по безопасности полетов. Эксперты сравнивают эту трагедию с нынешней: борт тоже разбился при посадке — рухнул с высоты в 150 метров в 800 метрах от посадочной полосы. Причинами называлась плохая погода и неправильная работа навигационной системы на аэродроме. После этого ЧП в Польше были приняты рекомендации не сажать высокопоставленных военных в один самолет. А списки пассажиров на каждый президентский рейс начала утверждать канцелярия президента и минобороны Польши — отсюда и нынешнее непонимание польской прессой столь плотного пассажирского состава самолета, направлявшегося в Смоленск.  

Еще одно авиа-ЧП случилось в декабре 2003-го: вертолет “Ми-8” тогдашнего премьера Польши Лешека Миллера из-за неполадок с двигателем совершил экстренную посадку в 25 км от Варшавы. Миллер получил травму позвоночника, также пострадали еще 14 человек…

Ирина РИНАЕВА. 

“ТУ-154М” ПРЕЗИДЕНТА ПОЛЬШИ

“Ту-154” — трехдвигательный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева. Первый полет был выполнен 3 октября 1968 года. Серийное производство “Ту-154” продолжалось до 1998 года. Всего было выпущено более 900 таких самолетов. За годы эксплуатации катастрофы потерпели 68 из них. В различных комплектациях самолет может перевозить от 154 до 180 человек. Взлетный вес самолета — 100 т, максимальная дальность полета — до 5200 км.  

Самолет президента Польши “Ту-154М” был выпущен в СССР 29 июня 1990 года. Он последовательно использовался президентами Польши Войцехом Ярузельским, Лехом Валенсой и Александром Квасьневским. В 2008 году с самолетом произошли наиболее серьезные инциденты. Так, в Улан-Баторе президентский “Ту-154” был вынужден задержаться на двое суток из-за поломки механизма рулевой тяги. Вскоре после этого в районе Сеула тот же самолет с Качиньским на борту попал в зону крайне опасной турбулентности, и катастрофы удалось избежать лишь благодаря мастерству экипажа.  

В 2009 году борт прошел капитальный ремонт на заводе “Авиакор”. Общий налет до ремонта составил около 5000 часов и более 1800 посадок. Завод установил срок эксплуатации после ремонта 25 лет и 6 месяцев. Польскому президенту предлагали заменить его “Ту-154М” на бразильский “Эмбрайер”, однако Качиньский настаивал, чтобы с этим не спешили.

Сюжет:

Крушение самолета Качиньского

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру