Строители Большого метрокольца могут наткнуться на человеческие скелеты

В районе канала имени Москвы их поджидают ГУЛАГовские «сюрпризы»

На строительстве Большой кольцевой линии московского метрополитена – очередное важное событие. Началась прокладка еще одного перегонного тоннеля между будущими станциями «Мневники» и «Улица Народного ополчения», который должен пройти в том числе и под каналом имени Москвы. По мнению некоторых краеведов, на данном участке строителей могут ожидать малоприятные сюрпризы. В ходе земляных работ в этих местах есть вероятность наткнуться на захоронения узников ГУЛАГа.

В районе канала имени Москвы их поджидают ГУЛАГовские «сюрпризы»

26 октября был дан старт работе проходческого щита «Светлана», которому предстоит «пробурить» один из двух перегонных тоннелей от «Мневников» к «Народному ополчению». Над прокладкой второго тоннеля уже трудится «подруга» «Светланы» – проходческий щит «Ольга».

Строящийся с их помощью на западной части метрокольца отрезок должен пройти неподалеку от шлюза №9, входящего в состав так называемого Карамышевского гидроузла, сооруженного на канале имени Москвы.

Более 80 лет назад на строительстве этого сложного инженерного объекта, включающего в себя подпорную плотину, гидроэлектростанцию и судоходный шлюз, трудились тысячи каналоармейцев – заключенных ГУЛАГа.

В условиях тяжелого, по большей части ручного труда многие из них не выдерживали. Помимо травм, болезней и сильного истощения зеков подстерегали порой и пули охранников. По воспоминаниям некоторых из выживших участников строительства, зимой, в самые суровые месяцы, средний срок жизни каналармейца-землекопа составлял немногим больше месяца.

Как рассказал краевед Денис Оршанский, точно известно, что в районе Карамышевского гидроузла, на южном берегу канала ниже шлюза №9 находился в 1930-е большой лагерь, «сидельцы» которого и работали на этих объектах Каналстроя. А южнее лагеря располагалось место массового захоронения заключенных.

– Там были устроены официальные, так сказать, братские могилы. Однако, как объясняли очевидцы, ветераны, многих погибших хоронили и вовсе без могил, – уточнил Денис. – Вконец обессилившие люди падали прямо с лопатой или тачкой в руках. Там их и оставляли умирать. В конце смены каждая бригада собирала таких «выбывших». Бригадир делал соответствующие пометки в списке, а затем зеки тащили тела своих умерших товарищей в ближайшее подходящее место, – чаще всего это были обрамляющие русло отвалы, куда вывозили землю. Там трупы и складывали. А пришедшая на работу следующая смена засыпала мертвецов новыми порциями грунта из тачек. Конечно, и речи не шло об установке табличек, памятных знаков. Места даже «официальных» массовых захоронений практически никак не документировались. Поэтому сейчас известны лишь некоторые такие кладбища каналоармейцев. Большинство же останков погибших на строительстве канала так и остается не обнаруженными.

По словам Оршанского, места, в районе, где сейчас началась прокладка участка Большой кольцевой линии метро, уже не раз в прошлом открывали свои страшные подземные тайны.

– Крупное кладбище заключенных обнаружили в сое время неподалеку от Волоколамского шоссе, напротив старой больницы МПС. Удалось выяснить, что на этот участок в годы строительства вывозили каналоармейцев, умерших в бараках нескольких соседних лагерных пунктов.

– Однако, какое же это имеет отношение к начавшемуся этапу прокладки участка метрокольца?

– Я уже упоминал, что немалое количество заключенных, погибших при выполнении земляных работ, закапывали прямо на месте – в отвалах, в теле земляных дамб... А людская молва и вовсе утверждает, что берегам канала сплошь кости людские зарыты. Конечно, это явное преувеличение, однако за десятилетия, прошедшие после постройки канала, бывали случаи, когда такие человеческие останки, действительно, обнаруживали.

Один из наиболее впечатляющих случаев произошел в 1972 году. И как раз сравнительно недалеко от шлюза №9. Тогда, чтобы увеличить пропускную способность Волоколамского шоссе, решили «расшить» самое узкое его место – пересечение автомагистрали с каналом неподалеку от Тушино. При строительстве в 1930-е гг. под искусственной насыпью, в которой проходит в этом месте канал, был проложен лишь один автомобильный тоннель, а теперь начали пробивать рядом с ним еще и второй. Но едва лишь экскаваторы начали вгрызаться в земляную «подушку», как наткнулись на человеческие скелеты. От одного из тушинских старожилов довелось слышать, что он сам видел эту страшную картину: из ковша экскаватора в кузов самосвала сыплется земля вперемешку с костями и черепами. Весть о произошедшем на стройке быстро разнеслась по округе. Люди стали собираться, смотрели, ужасались... Но долго им такой «спектакль» не показывали. Видимо, кто-то позвонил куда следует. Приехала милиция, «товарищи в штатском». Зевак быстренько оттеснили прочь. А место проведения работ огородили высоким забором...

– Возможно ли повторение подобного в нынешней ситуации? Ведь, как сообщается, проходческий щит будет прокладывать тоннель более чем в 10 метрах ниже дна канала. Разве могут оказаться останки его погибших подневольных строителей на такой глубине?

– Да, это практически не вероятно. Однако помимо собственно прокладки тоннеля будут ведь выполняться и другие земляные работы в этой же зоне В том числе придется рыть различные технологические котлованы, канавы для коммуникаций... Вот тут рабочих и могут поджидать находки – страшное напоминание о массовых репрессиях 1930-х.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру