В кардиоцентре им. Бакулева открылась выставка проекта «Другая атмосфера»

Дети оставили цветные следы в искусстве

Ребенок начинает рисовать раньше, чем говорить. И это не просто каля-маля, а способ познания мира, его законов и смыслов. Он искренний, интуитивный, не отягощенный шаблонами, приобретаемыми человеком по мере взросления. Именно поэтому последние сто лет художники все чаще обращались к детскому опыту. Ведь новое искусство — всегда отступ от старого. В рамках проекта «Другая Атмосфера» дети учат фантазировать профессиональных художников, а не наоборот. Результаты арт-эксперимента представили в парке Детского реабилитационного центра при кардиобольнице им. Бакулева.

Дети оставили цветные следы в искусстве
Дети придумали собственные тантамарески. Фото: Владимир Куприянов

Цвет — основа основ искусства, его артерии, питающие сердце произведения. Именно цвету посвящен 9-й акт социально-художественного проекта «Другая Атмосфера» в Реабилитационном центре для детей с пороками сердца при кардиоцентре им. А.Н.Бакулева (ФГБУ НМИЦ ССХ им. А.Н.Бакулева Минздрава РФ). Арт-эксперимент, способствующий выздоровлению детей, проходит в формате сотворчества. Ребята вместе с художниками (не под руководством, а сообща, на равных) создают произведения, которые потом показываются на выставке под открытым небом. В этом году проект стартовал в апреле. Участники первой мастерской создали настоящую супрематическую улицу для птиц — домики и кормушки для пернатых в ярких цветах. Причем каждая сторона покрашена в свой цвет. Мастерская стала настоящей лабораторией — дети смешивали основные цвета (их три — красный, желтый и синий) и получали из них разнообразные оттенки. Теперь авангардная улица стала не только частью выставки под открытым небом: в домиках поселились птички, которых пациенты ДРЦ подкармливают каждый день, выходя на прогулку.

Дети – главные авторы выставки проекта "Другая Атмосфера". Фото: Владимир Куприянов

Основная подготовка выставки развернулась в мае-июне. Вместе с художником Еленой Асеевой, автором мозаик на арбатской стене Виктора Цоя, ребята придумывали собственных героев. Персонажей вроде Человека-паука или Халка создали взрослые, детские же герои оказались ближе к авангардному искусству — среди них Человек-камень, Волшебное сердце или облако Пупырка. У каждого есть своя волшебная способность, отраженная в цвете персонажа. А еще дети рисовали цветные тени, продемонстрированные художником-концептуалистом Татьяной Шерстюк. Она устроила настоящий светотеатр, где наглядно показала, что, например, при подсветке предмета красным лучом, его тень будет зеленой. А фиолетовый свет, направленный на объект, даст ему оранжевую тень. Эти рисунки представили в «Прозрачной галерее» — под цветной водонепроницаемой пленкой, развернутой между деревьями в парке.

На фоне "Прозрачной галереи". Фото: Владимир Куприянов

На выставку попали и работы, созданные в мастерской Сергея Катрана, где дети оставляли на панно цветные отпечатки. На мастер-классе художник при детях замешивал гипс, выливал его в емкости, а малыши опускали ручки и ножки в разные краски и оставляли свои следы в истории искусства. Панно уютно разместились на травке в центре детской площадки ДРЦ. Неподалеку от них, среди молодых елочек, устроились другие детские работы, созданные в технике жидкого акрила. Создание этих абстракций напоминало школу зельеварения из фильмов про Гарри Поттера. И правда, это настоящая магия искусства — смешивание раствора, выливание его одним движением на холст и превращение красок в фантастический образ.

Лео Бокерия оценивает панно с детскими арт-следами. Фото: Владимир Куприянов

Во время открытия уже другие дети стали созерцателями работ, выставленных в «Прозрачной галерее» и других локациях парка (реабилитация в ДРЦ проходит в течение двух недель). Но без дела никто не остался. Вместе с молодыми дизайнерами из Московского художественно-промышленного института дети рисовали собственные тантамарески (картины с отверстием для головы). А потом все дружно фотографировались в рамках в виде цветочков, необычных зверей и смешных монстров. Часть работ вошла в «Прозрачную галерею», и теперь дети могут каждый день делать арт-селфи в разных образах. Другие работы участники забрали себе или унесли в ДРЦ, чтобы устраивать там импровизированные представления.

Гарри Зух устроил мастерскую для полусотни участников. Фото: Владимир Куприянов

Но главным волшебником проекта стал Гарри Зух, который называет себя антихудожником. По образованию он физик, но сразу после института удалился в искусство, впрочем, так и не научился толком рисовать. Зато придумал, как вовлекать огромные массы людей в творческий процесс — в его недавнем стритарт-пленэре в Петербурге участвовало около 500 человек. Для проекта «Другая Атмосфера» Зух сделал больше десятка скульптур из фанеры — необычных лошадок и слонов разного роста (от 0,5 до 1,5 метров). Они не особо похожи на реальных животных, скорее на волшебных героев снов. Сам Гарри говорит: «Все, что не лошадь, то слон». Около полусотни детей включились в процесс раскрашивания фигурок. Каждой дали свой цвет. После художественного флешмоба скульптуры станут частью музея под открытым небом, который уже сформировался к третьему году работы проекта «Другая Атмосфера» в парке ДРЦ.

Лошадки, раскрашенные детьми, стали частью постоянной выставки в парке. Фото: Владимир Куприянов

В разгар арт-процесса на открытии выставки появился руководитель больницы, знаменитый кардиохирург Лео Бокерия. Он успел не только оценить проект, пообщаться и сфотографироваться с детьми и родителями, но и провести небольшую летучку. «Каждый ребенок должен точно знать свой диагноз», — наказал он сотрудникам ДРЦ. Особое внимание хирурга привлекла обновленная к выставке работа Piet Максима Татаринцева и Екатерины Игошиной, которая не только является объемным воплощением картины абстракциониста Пита Мондриана, но лазалкой для детей.

Руководитель больницы и работа "Piet". Фото: Владимир Куприянов

— В начале ХХ века Мондриан раскладывал Вселенную на цветовые квадраты, а много лет спустя люди изобрели телевизоры и компьютеры, где изображение складывается из небольших цветных квадратов — пикселей… — поясняла я Лео Антоновичу как куратор выставки.

— Интересно. А вы знаете, что знаменитый врач Пирогов делал примерно то же в ХIХ веке, а потом его идеи использовали для создания электронного томографа, без которого невозможна современная медицина? — отреагировал хирург.

Дети придумали собственные тантамарески. Фото: Владимир Куприянов

Между искусством и медициной больше общего, чем мы могли представить. Арт-терапия, на которой строится проект «Другая Атмосфера» (реабилитация с помощью творчества), — далеко не единственная связь.

— Почему ребенка нельзя просто научить рисовать? — еще спросил Бокерия.

— Можно поставить руку в художественной школе, научить технике письма. Но куда важнее, по-моему, мыслить образами, ребенку для этого не нужно учиться. Достаточно дать ему почву для творческих поисков и материалы. Остальное он сделает сам.

Дети придумали собственные тантамарески. Фото: Владимир Куприянов

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28007 от 27 июня 2019

Заголовок в газете: Дети оставили цветные следы в искусстве

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру