С Домом Наркомфина обошлись конструктивно

При реставрации постарались сохранить изначальный замысел

Реставрация Дома Наркомфина выполнена почти на 80 процентов, сообщили журналистам представители столичного Департамента культурного наследия и инвесторы. Одна из квартир уже полностью готова и обставлена — ее сейчас используют как шоурум, демонстрирующий, как можно приспособить памятник века минувшего для века нынешнего.

При реставрации постарались сохранить изначальный замысел

Дом Наркомфина на Новинском бульваре — один из главных памятников начала советской эпохи, который всего несколько лет назад считали разрушающимся. Экспериментальный дом Моисея Гинзбурга когда-то строился для людей нового века — считалось, что крошечные квартирки-ячейки как раз удовлетворят потребности молодых строителей коммунизма.

Особая прелесть дома — отреставрированная крыша, с которой можно разглядеть сразу три сталинские высотки (ближайшую соседку на Баррикадной, чуть дальше — гостиницу «Украина», и совсем вдалеке МИД), а также зоопарк, американское посольство, Белый дом и высотки «Москва-Сити». Кроме того, в здании появится музей — под него выделят две квартиры. В будущем, возможно, там же откроется лекционное пространство, кафе или столовая для всех жителей, небольшая галерея — всё, что изначально было задумано концепцией конструктивизма.

По словам руководителя столичного Департамента культурного наследия Алексея Емельянова, сейчас работы завершены на 80 процентов — осталась преимущественно отделка. До конца лета планируется заняться благоустройством территории вокруг дома. Все работы завершат до конца года.

— Мы уверены, что, как и любой памятник Москвы, после завершения реставрационных работ, безусловно, Дом Наркомфина будет участником нашей программы Дней культурного наследия, уверен, что этот объект будет украшением нашей программы 2020 года, — пообещал Емельянов.

Что же изменилось в «экспериментальном коммунальном доме» (как называл его сам Моисей Гинзбург, в отличие от истинных домов-коммун, таких, как общежитие Текстильного института Ивана Николаева)? Во-первых, раскрыто пространство, еще недавно бывшее первым этажом: цоколь вновь, как и было по первоначальному проекту, становится «курьими ножками». Во-вторых, проект Гинзбурга предстает практически в первозданной чистоте, но из других конструкционных материалов. Решено было не сохранять пострадавшие плиты из так называемого «камышита» (материала из мелко перемолотого камыша), оригинальные ленточные окна и инженерную фурнитуру. В новом доме все будет трудноотличимо от оригинала, но все-таки новое. И даже цвет из привычного москвичам охристого превращается в исконно белый: во-первых, это и есть первоначальный цвет, во-вторых, он сейчас ассоциируется с памятниками мирового авангарда вроде школы Баухауса в Дессау. Но вот сами стены и бетонные опоры оказались на диво крепкими — сами реставраторы были удивлены, что за 80 с лишним лет бетон не только не потерял, но и набрал прочность.

Как ранее писал «МК», 40 квартир в доме имеют двухуровневые архитектурно-планировочные решения. И это остается предметом охраны.

СПРАВКА "МК"

Дом Наркомфина построен на Новинском бульваре по проекту Моисея Гинзбурга в 1930 году. Всемирный фонд памятников неоднократно включал это здание в перечень 100 памятников архитектуры, находящихся под угрозой разрушения. Идейным вдохновителем постройки дома был нарком финансов Николай Милютин, который вовсе не по-пролетарски, а вполне в буржуазном стиле зарезервировал для себя один из двух пентхаусов на крыше здания. В другом поселился сам Моисей Гинзбург.

В конце 1930-х годов часть жителей дома была арестована, состав населения сильно изменился, а цокольный этаж застроили. Дом медленно разрушался из-за невозможности консолидировать права собственности, и реставрацию начали только в 2017 году. Другой однотипный дом-коммуна Моисея Гинзбурга находится на Гоголевском бульваре и уже отреставрирован несколько лет назад.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру