Большое кольцо метро готово почти на 60 процентов

Замкнуть БКЛ планируют в 2022 году

Строительство Большой кольцевой линии без преувеличения можно назвать самым грандиозным проектом в истории столичного метрополитена — идеи соединить радиальные линии ближе к конечным, а не только в центре города, появлялись еще в советское время, однако реализовать их удалось только в рамках действующей программы развития подземки. Сейчас БКЛ более чем реальна — по участку с 6 станциями на северо-западе столицы уже курсируют поезда, а на других участках ведутся активное строительство станций и проходка тоннелей. В настоящее время строительная готовность нового кольца составляет почти 60 процентов.

Замкнуть БКЛ планируют в 2022 году
Проект станции «Сокольники».

Сегодня работы ведутся на всех участках Большого кольца — где-то станции уже облицовывают мрамором, а где-то еще пробивают тоннели. На строительстве тоннелей Большой кольцевой линии задействовано 11 тоннелепроходческих машин. Как сообщил глава столичного Стройкомплекса Андрей Бочкарев, уже пройдено около 85% всех тоннелей. Протяженность Большой кольцевой линии составит 70 километров, на ней будет 31 станция и два электродепо. Запускать станции на новом кольце будут поэтапно.

«БКЛ разгрузит и Кольцевую линию метро, и отчасти МЦК, которое тоже уже работает на пределе, и загруженные части радиальных направлений метрополитена», — сказал ранее мэр Москвы Сергей Собянин.

Проект станции «Воронцовская».

БКЛ сегодня — и БКЛ навсегда

Что на практике будет означать появление новой линии метро, тем более новой кольцевой?

Во-первых, существенную разгрузку уже существующих линий, пересадок внутри Кольцевой, а также МЦК. Для многих маршрутов время в пути сократится в разы: например, если дорога от «Севастопольской» до «Калужской» сейчас занимает не менее получаса, то после запуска БКЛ этот путь можно будет проделать за 7–10 минут.

Проект станции «Улица Новаторов».

Во-вторых, некоторые станции БКЛ откроются в районах, в которых раньше не было метро в шаговой доступности — например, станция «Зюзино» на пересечении Севастопольского проспекта и улицы Каховка (сейчас жителям ближайших кварталов приходится добираться до «Севастопольской» либо «Новых Черемушек»), и станция «Давыдково», которая необходима жителям Можайского района, Кунцева и Фили-Давыдково.

Проект станции «Кленовый бульвар».

В-третьих, более комфортными станут пересадки с метро на другие виды транспорта. Со станций БКЛ можно будет сделать 23 пересадки на радиальные ветки метро, включая перспективные. Речь идет о планах присоединить Рублево-Архангельскую линию на станции «Улица Народного Ополчения», Коммунарскую линию — на «Улице Новаторов» и перспективную линию в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре». Кроме того, предусмотрены четыре пересадки на МЦК, шесть пересадок на первые два Московских центральных диаметра (МЦД-1 «Одинцово — Лобня», и МЦД-2 «Нахабино — Подольск»), 11 пересадок на линии железной дороги.

Проект станции «Мневники».

Напомним, что первые пять станций БКЛ метро: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк» были открыты мэром Москвы Сергеем Собяниным 26 февраля 2018 года. В конце того же года на северо-западном участке БКЛ введена в эксплуатацию станция «Савеловская».

Другой уже функционирующий — северо-восточный участок Большого кольца. Станции «Лефортово», «Авиамоторная» и «Нижегородская» открыли 27 марта 2020 года вместе со вторым участком Некрасовской ветки. До запуска всей северо-восточной части БКЛ они будут работать в составе розовой линии. Важно отметить, что при разработке облика станций учитывалась специфика района: так, например, в оформлении станции «Лефортово» использованы старинные гравюры, напоминающие нам об истории района Немецкой слободы, а для «Авиамоторной» создатели вспомнили об авиационной тематике. А к концу года планируется завершить строительство еще трех станций БКЛ — «Улица Народного Ополчения» и «Карамышевская» на западе и «Электрозаводская» на северо-востоке.

Проект станции «Проспект Вернадского».

Планы на будущий год

Большая кольцевая линия создаст новые маршруты движения по городу и сеть удобных пересадок, разгрузив тем самым центральные станции, а также образует дополнительные связи между районами города. В общей сложности в зону влияния БКЛ попадут 36 районов столицы.

Проект станции «Рижская» («Ржевская»).

Например, станция «Сокольники» на северо-восточном участке Большой кольцевой линии станет пересадочной с одноименной станцией «красной» ветки, улучшит транспортное обслуживание района Сокольники, разгрузит действующие линии столичной подземки — Арбатско-Покровскую, Сокольническую, Калужско-Рижскую. Выйти с нее можно будет на Сокольническую площадь, к улицам Русаковская, Стромынка, парку «Сокольники», остановкам общественного транспорта.

Проект станции «Аминьевское шоссе».

Два вестибюля станции «Мневники» будут выходить на территорию Мневниковской поймы к перспективной жилой застройке. Для удобного подхода к метро для жителей района Филевский парк и посетителей Гребного канала возведут пешеходный мост через Москву-реку.

Проект станции «Текстильщики».

Станция «Кунцевская» на западном участке БКЛ свяжет три линии метро и первый Московский центральный диаметр (МЦД-1) «Одинцово — Лобня». С нее можно будет выйти к Рублевскому шоссе, Молдавской, Малой Филевской, Кастанаевской улицам, улице Ивана Франко, платформе Кунцево Смоленского направления Московской железной дороги. Это станция мелкого заложения, которая существенно облегчит транспортную доступность для жителей прилегающих районов.

Станция «Давыдково» предусматривает выходы на обе стороны Аминьевского шоссе, к Инициативной улице, и она станет первой в истории станцией на территории Можайского района столицы.

Проект станции «Печатники».

Станция «Аминьевское шоссе» может стать пересадочной на новую платформу Киевского направления Московской железной дороги. На основе станции также планируется строительство транспортно-пересадочного узла. Выход в город также будет на Аминьевское шоссе, но южнее.

Станция «Мичуринский проспект» на юго-западном участке БКЛ создаст дополнительные маршруты для пассажиров из Новой Москвы. Также на станции будет организована пересадка на одноименную станцию Калининско-Солнцевской линии метро. Ожидается, что с открытием станции снизится интенсивность дорожного движения по Аминьевскому шоссе, улице Удальцова, Мичуринскому проспекту и проспекту Вернадского.

Проект станции «Нагатинский затон».

Станция «Проспект Вернадского» также станет пересадочной, здесь появится переход на Сокольническую линию, что особенно обрадует студентов МГУ, которым станет существенно проще добираться на учебу.

Станция «Улица Новаторов» в будущем станет пересадочной на новую Коммунарскую линию метро. Выходы будут на обе стороны Ленинского проспекта и улицы Новаторов.

Следующая станция — «Воронцовская» станет пересадочной с Калужско-Рижской линией и улучшит транспортную доступность Обручевского района Москвы. Выходы с нее появятся на обе стороны Профсоюзной улицы и к Старокалужскому шоссе.

Станцию БКЛ «Зюзино» построят на пересечении Севастопольского проспекта и улицы Каховка. В перспективе эта станция сделает более удобной жизнь в прилегающих кварталах, а также соединит БКЛ с уже существующей Каховской линией, которую в настоящий момент реконструируют для интеграции с БКЛ.

Проект станции «Марьина Роща» («Шереметьевская»).

Дело идет к кольцу

После того как будет модернизирована существующая Каховская линия метро (в ее составе станции «Каховская», «Варшавская» и «Каширская»), строительные работы переместятся на другой берег Москва-реки.

Станция «Кленовый бульвар» на восточном участке Большого кольца будет располагаться на пересечении улиц Кленовый бульвар и Коломенская набережная вблизи музея-заповедника «Коломенское»: соответственно, туда будет легче добираться туристам или желающим погулять москвичам. Следующая в том же районе — станция «Нагатинский затон» с выходом в начале Коломенской улицы.

Проект станции «Мичуринский проспект».

Дальше БКЛ уходит на юго-восток — к станции «Печатники» (с пересадкой на Люблинско-Дмитровской линии), которая выйдет на пересечении улицы Гурьянова с Шоссейной улицей. Следующей в том районе станет станция «Текстильщики», строящаяся между Шоссейной и Люблинской улицами возле пересечения с Волгоградским проспектом.

Также на 2022 год запланировано окончание строительства двух станций на северо-востоке — «Рижская» и «Марьина роща». С ними завершится грандиозная работа по соединению Большой кольцевой линии.

Проект станции «Зюзино».

Напомним, что управляющей компанией по строительству новых линий и станций московского метро выступает АО «Мосинжпроект». С 2011 года силами компании в столице построено 98 км линий метро, 48 станций и 10 депо. «Компания реализует целый ряд масштабных и важных программ для столицы, для миллионов москвичей и жителей ближнего Подмосковья. В первую очередь это строительство главного проекта подземки — Большой кольцевой линии метро», — сказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.