100 рублей за два червонца

Железнодорожная гора родила штрафную мышь

  Зимой нас предупредили, что в июле штраф за безбилетный проезд в пригородных электричках возрастет до 450 рублей. Ближе к июлю железнодорожники умерили аппетиты, приняв ставку штрафа в размере всего 100 рублей плюс стоимость проезда.
     Однако и сто рублей для нашего человека — сумма немалая. Удается ли контролерам взимать новые штрафы, и если да, то какими средствами и методами? Чтобы увидеть, как это происходит на практике, корреспондент “МК” вышел в рейд вместе с контролерами.

     ...Электропоезд Москва—Александров. Шесть мужчин топчутся на платформе. Четверо из них — контролеры-ревизоры, двое — сотрудники транспортной милиции. Из вагона доносится: “Осторожно, двери закрываются!” — и проверяющие торопливо ныряют внутрь.
     Начинается проверка. Двое контролеров идут с одного конца вагона, двое — с другого. Путь отступления для “зайцев” наглухо отрезан. Однако, как ни странно, почти у всех пассажиров имеются на руках билеты. Почти, но не у всех.
     — Ваш билет, пожалуйста, — обращается к даме в ярком наряде Владимир Павлович, один из ревизоров.
     Дама протягивает белый квиточек. Владимир Павлович внимательно вглядывается.
     — У вас билет в обратную сторону, — говорит Владимир Павлович. — Штраф 119 рублей.
     Женщина начинает причитать, что она из Украины, пенсионерка, а на Украине пенсионерки вообще в электричках бесплатно ездят... Владимир Павлович подробно объясняет, что такое правило есть и в России, но нужно было взять в кассе льготный билет. А поскольку гостья столицы этого не сделала, то теперь должна либо заплатить штраф, либо на ближайшей остановке выйти из электропоезда. Женщина предпочитает выйти.
     Идем дальше. Через несколько вагонов натыкаемся на молодого человека.
     — Понимаешь, командир, такая ситуация, билет купил, через турникеты прошел, а потом взял его да выкинул...
     — Это ваши проблемы, — строго говорит Владимир Павлович, — автоинформатор в электричках все время предупреждает: сохраняйте билеты до конца поездки!
     — Ну вот так вышло...
     — Ничем не могу помочь.
     Парень достает из кармана две мятых десятки и пытается сунуть их контролеру. Тот вежливо просит добавить еще сотню.
     Со словами: “Че я дурак, что ли?..” — парень направляется к выходу. Электричка как раз остановилась на станции Лосиноостровская. На наших глазах парень сошел на платформу — и вдруг со всех ног помчался в начало состава.
     — Вот черт! — выругался Владимир Павлович. — Сейчас перебежит в уже проверенные вагоны...
     Оказывается, подобные “перебежки” зачастую заканчиваются плачевно. Буквально на днях произошла трагедия. Под поезд попал мужчина. Перебегал, его прищемило дверями, машинист не заметил, поезд тронулся, пассажиры растерялись... Когда сорвали стоп-кран, было поздно. Несчастного протащило несколько метров по платформе, а потом — затянуло под колеса. Мгновенная смерть.
     Следующий вагон. Опять пассажирка протягивает контролеру десятку. Контролер произносит заученную фразу про штраф и кассу.
     — Вы с ума сошли?! — возмущается женщина, когда узнает, что должна заплатить 119 рублей.
     Чуть не плачет. Говорит, была в отпуске, про повышение штрафов ничего не слышала, сегодня первый день на работе, утром контролеры двадцатку с радостью взяли...
     — Где я возьму такие деньги?! Со смены еду, работаю в Москве санитаркой, дома трое детей... Голодные... Получаю всего 2000 рублей!
     — За такие деньги могли бы работу и дома найти, — замечает Владимир Павлович.
     — У нас в Александрове совсем никакой работы нет, — плачет женщина. Жалко ее, конечно, но что делать — это же не контролер такие штрафы и зарплаты устанавливает...
     Ни один из встреченных нами в ходе двухчасового рейда “зайцев” не заплатил контролерам-ревизорам 119 рублей. Пассажиры предпочитали выйти на ближайшей станции.
     “Сложных” случаев, когда для борьбы с “зайцем” пришлось бы применять силу, нам, к счастью, не выпало. Впрочем, контролер сам и не может применять никакой силы — он даже за рукав пассажира не должен трогать. По правилам, если возникают проблемы подобного рода, должны действовать милиционеры, сопровождающие контролеров: брать “зайца” под белы рученьки и выставлять на платформу на ближайшей остановке. Но такое, как вы понимаете, не всегда и не со всеми “зайцами” возможно — бывают такие “зайцы”, что к ним лучше не приближаться даже милиционерам, поэтому покидание электропоезда в конечном итоге оказывается делом хоть и принудительным, но добровольным.
     Вероятно, работа контролера-ревизора выглядела бы более осмысленной, если бы вместо того, чтоб изгонять “зайцев” из электрички, он сам продавал им билеты — прямо в вагоне, но по чуть более высокой цене, чем их можно купить в кассе на платформе. Сторублевые штрафы гражданам все равно платить не по силам (как объяснили корреспонденту “МК” сами контролеры, “люди их платят, но очень-очень редко”) — следовательно, это не та мера, которая сможет повысить окупаемость пригородных электричек. Но зато мучений пассажирам она прибавит — это точно.
     Впрочем, выход есть, и вы его знаете. Раньше, чтоб откупиться от контролера, давали десятку. Теперь ему дают двадцатку — вот и все. Но это, так сказать, неофициальное наблюдение. Разумеется, в ходе совместного рейда с контролерами корреспондент “МК” ничего подобного не видел, не слышал и не отмечал.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру