Если ты не Бут, про тебя забудут

За торговца оружием российская власть вступилась. За граждан, сидящих в застенках у Лукашенко, — нет

Это сукин сын, но наш сукин сын — позиция российских властей по отношению к Александру Лукашенко и в этот раз осталась неизменной. Поздравительное письмо, которое направил Дмитрий Медведев президенту Белоруссии в связи с победой на выборах, показывает: опять во главу угла поставлена политическая целесообразность. Ради соблюдения этой целесообразности Москва фактически закрыла глаза на вопиющие факты: избиение и аресты российских граждан в Минске. Не слышно протестов официальных лиц. Молчит Президент РФ. Посол России в Белоруссии, можно сказать, оправдал задержания россиян. Какой поразительный контраст с историей торговца оружием Виктора Бута, на защиту которого горой встала российская власть!

За торговца оружием российская власть вступилась. За граждан, сидящих в застенках у Лукашенко, — нет
Рисунок Алексея Меринова

Пресс-секретарь Президента РФ Наталья Тимакова в субботу сообщила, что в Минск отправлено письмо Дмитрия Медведева с поздравлениями в адрес Лукашенко. “С учетом официально опубликованных цифр ЦИК Белоруссии, доклада главы российского Центризбиркома Владимира Чурова о выводах наблюдателей это письмо было отправлено”, — пояснила пресс-секретарь.

Москва не любит президента Белоруссии. Но из политических соображений продолжает с ним работать. Это как раз понятно. Неясно другое: до каких пределов может дойти политическая целесообразность? Где ее границы? Может, их просто нет?

20 декабря, на пресс-конференции с президентом Латвии в Кремле, Медведев заявил, что выборы в Белоруссии — это внутреннее дело самой Белоруссии: “То, что там происходит, это в конечном счете является внутренним делом независимого государства”. К этому моменту уже было известно, что избито несколько российских журналистов. Медведев не обмолвился об этом ни словом.

Через три дня посол России в Минске Александр Суриков фактически оправдал действия белорусских властей в отношении граждан РФ: “Выражал или не выражал (протест. — Н.Г.) — само присутствие (на акции протеста. — Н.Г.) — это административное правонарушение”. Даже если ты просто проходил мимо и остановился, чтобы посмотреть. Даже если ты журналист и, будучи на площади, выполнял свою работу.

Посла Сурикова, правда, тут же одернули из Кремля. Помощник президента Сергей Приходько заявил: главное — чтобы все задержанные россияне были освобождены. А в круг непосредственных обязанностей посла “входит полная, надлежащая и безусловная защита законных прав и интересов всех без исключения граждан России”.

фото: Александр Астафьев

Казалось бы, посольство в Минске эти права и интересы защищает: добивается встреч с задержанными, консультирует их. Если бы не возмутительное заявление Александра Сурикова, посольство совершенно не в чем было бы упрекнуть. Но обратите внимание на сопутствующий всей этой истории информационный фон.

Когда в Москве был избит журналист Олег Кашин, президент Медведев продемонстрировал очень жесткую реакцию. Именно такой реакции ожидали от него представители СМИ. Но почему мы не услышали осуждения в адрес белорусских властей после избиения российских журналистов в Минске?

Когда был арестован Виктор Бут, Москва подняла шум на весь мир. Можно было расплакаться от умиления, видя, с каким поразительным единодушием защищают торговца оружием официальные лица нашей страны. Почему теперь, когда российские граждане томятся в белорусских застенках, мы не слышим громких протестов официальной Москвы?

Я была на выборах в Минске. Видела, как ОМОН разгоняет граждан, бьет и хватает без разбора всех подряд. Только собственные ловкость и везение помогли мне благополучно выбраться из толпы. И теперь, наблюдая подобную реакцию Москвы (вернее, отсутствие реакции) на события в Минске, я испытываю только одно чувство: как будто меня, гражданку России, предали люди, которые руководят моей страной.


Наталья Галимова

* * *

Желать успехов диктатору, когда 11 граждан РФ до сих пор находятся в белорусских застенках, как минимум странно. Все ноты российского посольства в Минске с просьбой выпустить российских граждан из СИЗО пока остались без ответа. Единственное, на что сподобилась “братская власть”, — разрешила консулу посольства присутствовать на очередных судебных заседаниях по делу российских задержанных.

С российскими же журналистами с белорусским гражданством и вовсе не церемонятся. По последним данным, у собкора “Новой газеты” Ирины Халип, которая в данный момент находится в тюрьме КГБ, собираются отобрать ребенка. Вина Ирины в том, что она — супруга кандидата в президенты Андрея Санникова. После того как Ирина с Андреем оказались за решеткой, их трехлетий сын Даниил оставался на попечении бабушки и дедушки — матери и отца Ирины. И вот в пятницу белорусская служба опеки озаботилась судьбой малыша. Если в ближайшее время над ребенком кто-нибудь не установит опеку, его грозят отправить в детдом. Бабушке и дедушке, с которыми он сейчас находится, сообщили, что для установления опеки они должны пройти спецкомиссию, где им придется доказывать свою материальную и физиологическую состоятельность в воспитании внука. Но, кроме всего прочего, будут рассматривать и их идеологические взгляды: чтоб дите не пошло по стопам родителей, надо полагать. Поэтому родителям Ирины прозрачно намекнули, что комиссию они могут и не пройти. Вопрос, почему службу опеки именно сейчас так взволновала судьба Даниила? Ведь по закону если ребенок находится в семье, то он может как минимум шесть месяцев оставаться без опекуна, пока не прояснится судьба родителей. Или участь Андрея и Ирины уже решена? Но что еще вероятнее — ребенка решили использовать как “средство давления”. Видимо, Санников и Халип так пока и не подписали нужные следователям бумаги, где бы они признавались в организации погромов Дома правительства, вот и решили “ударить по больному”. Чадолюбивый “Папаколи” знает, куда надо бить?


Елена Гамаюн

Сюжет:

Выборы в Белоруссии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру