Не в традициях Владимира Путина публично признавать свои ошибки. Поэтому он ничего не сказал о том, что смешанная система выборов в Госдуму была отменена в рамках радикальной политической реформы, проведенной Путиным после 2004 года. С другой стороны, почему президент должен считать ту реформу ошибкой, если она на протяжении двух избирательных циклов позволяла обеспечивать желаемый результат — устойчивое большинство партии власти в Госдуме?
Нынешнее предложение главы государства означает одно: Кремль считает, что в новых политических условиях ему удобнее будет играть по новым правилам. Вернее, хорошо забытым старым... Региональные кампании осени 2012 года подтвердили: с помощью одномандатников «ЕР» решала проблему большинства в региональных парламентах даже там, где по партспискам добиться его не удалось.
Что теперь Госдума будет делать с подготовленным администрацией президента и внесенным за подписью Дмитрия Медведева законопроектом о выборах в Госдуму, который предполагает списочные выборы по 225 территориальным округам, — не очень понятно. Отклонит? Или сделает вид, что его нет, и займется разработкой и обсуждением нового?
Надо сказать, «медведевский» вариант сразу по внесении вызвал у политиков самых разных взглядов, политологов и журналистов сначала недоумение (предложенная схема распределения мандатов была невероятно сложна и запутанна), а потом и неприятие. Начав споро работать над текстом и пообещав принять его в первом чтении еще в апреле-2012, думское большинство вдруг притормозило. На заседании «Открытой трибуны» в марте, посвященном обсуждению предложений президента, не критиковал их только ленивый. Даже многие единороссы говорили о том, что лучше бы тогда вернуться к смешанной системе. В частности, давним сторонником выборов по одномандатным округам являлся Олег Морозов (первый вице-спикер, а сейчас — глава Управления внутренней политики администрации президента).
В конце августа на заседании экспертного совета при спикере Госдумы тоже говорили о том, что смешанная система не так уж и плоха, и ничего, мол, страшного в том, что в Госдуме появятся одномандатники Владимир Рыжков, Алексей Навальный или Евгения Чирикова, нет.
Владимир Путин за прошедшие месяцы ни разу не высказывался о том, что считает лучшим он. И вот высказался.
Другая затронутая им тема — о разрешении партиям, которых теперь много, создавать блоки — возникла сразу же после того, как зарегистрировать партию стало гораздо легче. О возвращении права на создание политических альянсов, в частности, просят все непарламентские партии. Но здесь решение еще не принято. «Давайте подумаем отдельно над этим вопросом» — вот и все, что сказал президент. Подарил надежду, не более того.