«Кое-что у нас имеется»: зачем Ту-160 послали в Венесуэлу

«Белый лебедь», он же «Черный Джек»

Российские стратегические бомбардировщики Ту-160 в понедельник, 11 декабря, после беспосадочного перелета приземлились в Венесуэле. Этот дружеский вояж вызвал раздражение Вашингтона. Госсекретарь Майкл Помпео обвинил власти России и Венесуэлы в «диктаторских замашках и трате государственных денег».

Кремль в ответ посоветовал бестактному чиновнику считать не чужие деньги, а американские. Например, бюджет Пентагона, половины которого хватило бы, чтобы накормить Африку. «МК» попытался выяснить истинное значение полета наших «стратегов».

«Белый лебедь», он же «Черный Джек»

Любое действие нашей стратегической авиации даже в границах России всегда вызывало нервный зуд у западных партнеров. Чего уж говорить о дальнем полете, который продемонстрировали Ту-160. Этот ракетоносец на Западе прозвали Blackjack — «Черный Джек». Наши летчики в отместку дали самолету нежное название «Белый лебедь».

В этот раз пара «Белых лебедей» пролетела около 11 тысяч километров. Летели над нейтральными водами Атлантического океана, Баренцева, Норвежского, Карибского морей. Никаких международных правил использования воздушного пространства не нарушали.

На аэродроме Майкетия в Венесуэле наши самолеты с восторгом встретило венесуэльское руководство, в том числе министр обороны Венесуэлы генерал Владимир Падрино Лопес. Он заявил, что бояться этих самолетов не надо. «Мы — строители мира, не войны», — заявил генерал.

Но госсекретарь США Майк Помпео, видимо, не поверил. Он вдруг воспылал заботой о россиянах и венесуэльцах и написал им в Твиттере: «Российское правительство через полмира отправило бомбардировщики в Венесуэлу. Народы России и Венесуэлы должны понимать, что это значит: два коррумпированных правительства растрачивают государственные средства и подавляют свободу и независимость, пока их люди страдают».

Этот выпад североамериканского «ястреба» не остался незамеченным в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков его прокомментировал: «Что касается разбазаривания средств, мы с этим не согласны. Тем более делать такие заявления стране, на половину оборонного бюджета которой можно прокормить всю Африку, тоже, наверное, не совсем уместно».

По мнению официального представителя Кремля, подобные заявления недипломатичны и неуместны для госсекретаря.

Этот перелет не первый. Впервые на другой конец земли наши самолеты летали в августе 2008 года. Тогда пара ракетоносцев пролетела вдоль побережья США, вызвав приступ ярости у американских политиков. Тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс заявила: «Мы имеем российскую стратегическую авиацию, бросающую вызов так, как еще не было — даже вдоль границ с США, что, я должна заметить, является очень опасной игрой, от которой русским, возможно, следует отказаться».

Словом, любят американцы раздавать советы. А что же они сами? Может быть, берегут государственные деньги и держат свои бомбардировщики на земле? Оказывается, нет. Их бомбардировщики летают по всему миру на куда большие расстояния. При этом доставляют совсем не рождественские подарки. Так было, например, в 1991 году, когда бомбардировщики B-52G утюжили Ближний Восток, взлетая с аэродрома Барксдейл, что в Луизиане. Или в 1999-м, когда B-2A стартовали из той же Луизианы, чтобы через 30–35 часов лета сбросить на головы сербов тонны авиабомб и ракет.

Самые «крутые» сверхдальние перелеты ради одной бомбардировки совершались в 2001 году. Тогда те же B-2A из США летали прямиком в Афганистан, напоминает в книге «Грозное небо: авиация в современных конфликтах» военный эксперт Александр Ермаков.

Словом, летают, и еще как. Но стоит только нашим «стратегам» «встать на крыло» и отправиться за пределы России, как тут же поднимается американский вой.

Эксперты «МК» обвинения в «бездарном разбазаривании» народных денег такими полетами считают абсолютно необоснованными. Достаточно простой арифметики, чтобы понять, что полет российского Ту-160 с аэродрома Энгельс, где базируются наши «дальники», до Венесуэлы — не такое уж дорогое предприятие. За 12–13 часов полета «Белый лебедь» сжигает до 80 тонн авиационного керосина. В нынешних ценах это чуть больше трех миллионов рублей.

Американскому «бомберу» типа B-2A нужно вдвое больше топлива: без дозаправки в воздухе до Европейского континента он не дотянет. А это значит, что нужно суммировать затраты и на дозаправку. Выходит, что для североамериканской казны полет, аналогичный тому, который совершили российские Ту-160 в Венесуэлу, обходится вдвое дороже. Еще вопрос, кто бездарно сливает деньги. Ведь ВВС США ежегодно совершают по нескольку десятков беспосадочных полетов продолжительностью 20–30 часов.

Эксперты считают, что в данном случае наши затраты оправданны. Полет наших «стратегов» в современных геополитических реалиях — обоснованный стратегических ход.

— Очень важно показать всем, что кое-что у нас имеется. Как говорится, паровоз всегда должен стоять на запасном пути, — делится своими соображениями насчет полета наших Ту-160 в Венесуэлу с «МК» депутат Госдумы, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Антошкин. — При этом мы никому не угрожаем. И потом — это тренировочный полет, и ничего нарушено не было. Нас пригласили — мы полетели.

Ту-160 приземлились в Венесуэле: видео торжественной встречи

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27857 от 12 декабря 2018

Заголовок в газете: Венесуэльский вояж Ту-160