Эксперты объяснили нецензурную брань военных в адрес истребителя F-35

Исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан назвал самолет "полной хренью"

10.01.2019 в 14:07, просмотров: 37394

Американское издание Politico сообщило, что исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан на одной из официальных встреч в Пентагоне разразился нецензурной бранью. Сорвался военный деятель, характеризуя новейший американский истребитель 5-го поколения F-35 Lightning II («Молния»). То, что это не самый удачный проект американского ВПК известно было давно. Но чтобы чиновник такого высокого ранга высказался столь откровенно, назвав самый дорогостоящий проект в истории военной авиации США «полной хренью» - подобного торжества американской демократии и свободы слова, пожалуй, не ожидал никто.

Эксперты объяснили нецензурную брань военных в адрес истребителя F-35
Фото: U.S. Air Force.

В заявлении Патрика Шанахана, правда, имеется некоторый подтекст. Контракт на создание этого самолета в свое время выиграла корпорация Lockheed Martin, а Патрик Шанахан в то время занимал высокий пост в фирме-конкуренте - Boeing, где проработал 31 год. Так что это примерно тоже самое, что у нас в России попросить рассказать о достоинствах самолета 5-го поколения Т-50 (фирма Сухой) представителей корпорации «МиГ», где в конце 90-х был сделан прототип многофункционального фронтового истребителя 5-го поколения МиГ 1.44 (проект МФИ), фактически уничтоженный в угоду «суховцам».

Однако именно то обстоятельство, что Патрик Шанахан является, пусть и в прошлом, но оппонентом создателей F-35 Lightning II, позволяет миру, наконец-то услышать правду об этом распиаренном проекте. Еще на посту замглавы Пентагона Шанахан называл программу создания F-35 несостоятельной, хотя на самом деле она обошлась стране в огромное состояние – свыше $1,5 триллионов. Цена каждого истребителя (в зависимости от модификации) - в $83 - $118 млн. В среднем один час полета F-35 стоит порядка $30,7 тыс.

При этом самолет взлетел на 7 лет позже изначально заявленного срока. Первый опытный образец F-35 поднялся в воздух в октябре 2000 года, эксплуатировать его начали в 2012 году. Полноценное серийное производство F-35 развернуто так и не было. К середине 2016 года было выпущено всего 194 машины, так как самолет оказался слишком дорогим даже для огромного военного бюджета США.

Не смотря на это, американцы пиарят проект, как могут, уверяя, что F-35, якобы, кроме их самых верных союзников англичан, хотят видеть у себя на вооружении и такие страны как Япония, Нидерланды, Австралия, Италия, Израиль... Но здесь, как говорится, «хотят-то они хотят, но кто ж им даст…» за такие деньги. Бюджет ни одной из этих стран не сможет осилить столь дорогую игрушку для своей армии.

Но даже и это не главное. Западные эксперты давно уже перестали скрывать, что F-35 просто погряз в технических проблемах, которые до сих пор так и не устранены. И главная из них та, что Пентагон до сих пор «не может точно определить истинные способности самолета и целесообразность его применения».

Дело в том, что изначально американские военные заказали этот самолет сразу под несколько задач. Он должен был стать унифицированным самолетом для трех видов вооруженных сил США – ВВС, ВМС и морской пехоты. Именно в этом была их стратегическая ошибка, считает специалист в области процессов управления авиационной техникой, академик РАН, научный руководитель ГосНИИ авиационных систем Евгений Федосов.

По мнению академика, пытаясь создать универсальную машину, «они попытались совместить несовместимое». «В итоге потеряли объем отсеков вооружения и горючего, а за счет этого — дальность и боевую нагрузку. Самолет вышел однодвигательным, в отличие от наших — двухдвигательных. Для палубного взлета-посадки нужна повышенная энерговооруженность, дополнительные боковые сопла для стабилизации. Двигатель занял почти весь объем самолета — получилась каракатица. Хуже, чем самолет 4-го поколения. 11 лет, если не больше, работали над ним, и до сих пор — масса ограничений. И это при том, что общие затраты по проекту превысили триллион долларов», - вынес вердикт академик.

Кроме того, считает Федосов, что сделав главную ставку на стелс-технологии и незаметность F-35, американцы проиграли, так как эффект незаметности применим в очень узком диапазоне частот. «Мы же делали ставку на сверхманевренность, - говорит он, - и выиграли».

Потенциальные покупатели F-35 в последнее время все чаще отказываются от покупки этого самолета, понимая, что не смотря на огромную цену, он слишком «сырой». Статистика применения F-35 пока только огорчает его создателей. Там слишком часто возникают проблемы с двигателем, баками и топливными магистралями. По словам ведущего военного эксперта в области вооружений Алексея Леонкова, у F-35 «периодически регистрировались отказы электроники, систем регулирования двигателей». Кроме того, «в целом и маневренность самолета оставляла желать лучшего, плохо работал шлем с системой целеуказания. И это только крупные недостатки».

Проблемы с эксплуатацией этого самолета регистрируются постоянно. Самый крупный скандал разразился в 2017 году после инцидента в небе над Японией, когда взлетев с базы на Окинаве, этот самолет чуть было прямо в воздухе не развалился. После этого американские летчики даже отказывались садится в кабину F-35 до тех пор, пока его создатели из Lockheed Martin не устранят главные технические недостатки.

Так что, можно, конечно, считать, что временный глава Пентагона Патрик Шанахан в силу своей приверженности Boeing, недолюбливает F-35 из-за того, что это детище конкурента – фирмы Lockheed Martin, но, как ни крути, правды не скроешь. Ряд экспертов утверждает, что не только в плане экспортных возможностей, но даже и в самих США у F-35 далеко не радужные перспективы.