Путин остался непреклонным по поводу двух «пленных» украинцев

Речь о Карпюке и Клыхе

Повестка Восточного экономического форума неожиданно окрасилась жовто-блакитными цветами. После того, как в зале появился украинский политик Виктор Медведчук, стало очевидно, что Кремль решил использовать эту далекую от Киева площадку для заявлений об обмене пленными. Путин подтвердил: масштабный обмен действительно не за горами, но у России особая позиция по двум фигурантам из списка. Их обвиняют в участии в Чеченской войне на стороне «духов», а это для российского президента — черная метка.

Речь о Карпюке и Клыхе

На любое крупное международное мероприятие лидеры отправляются с домашними заготовками, и форум во Владивостоке не стал исключением. Индийский премьер Нарендра Моди выучил несколько русских слов и преподал участникам пленарного заседания урок арифметики, объяснив, что в случае сотрудничества Дальнего Востока с Индией один плюс один в сумме дадут не два, а одиннадцать.

«Президент Путин провел со мной столько времени. Это действительно любовь,— разоткровенничался он и почему-то счел необходимым уточнить: — Любовь прежде всего к Индии».

Японский премьер Синдзо Абэ свою любовь к России демонстрировал цитатами из Тютчева. «Да, в Россию можно только верить! Только так с Россией можно быть вместе! По-другому не получится!» — экзальтированно вскрикивал он, предлагая Владимиру Путину так же безоговорочно поверить и в Японию.

«Мы не собираемся размещать на своей территории американские ракеты средней и меньшей дальности», — в очередной раз клялся Абэ. Но ВВП недоверчиво качал головой: «А вот глава Пентагона заявил, что такие переговоры ведутся!»

В ходе дальнейшей дискуссии выяснилось, что, собираясь на форум, Абэ проштудировал не только альманах русской поэзии, но и 12 нацпроектов, в которых обнаружил немало параллелей с собственным планом развития российско-японского сотрудничества.

«75-летние японцы сейчас ходят с такой же скоростью, как десять лет назад ходили 65-летние. Мы могли бы научить этому ваших бабушек и дедушек!» — от всего сердца предлагал он. «У нас в Чечне и в Дагестане ходят в прежнем темпе, а рождаемость в три раза больше, чем в Японии. Вопрос в том, на что тратить энергию!» — парировал российский президент. В общем, на пути к мирному договору прогресса по-прежнему не прослеживается.

Еще один гость форума — президент Монголии Халтмаагийн Баттулга — свои козыри на стол выкладывать не спешил. «Как так получилось, что именно в тот момент, когда вы были с визитом в США, Трамп решил позвонить Владимиру Путину? Уж не вы ли приложили к этому руку?» — откровенно подтрунивал над монголом ведущий. И, как оказалось, совершенно напрасно.

Баттулга признался, что действительно именно он предложил американскому президенту позвонить в Кремль и выразить соболезнования в связи с пожарами в Сибири. А Трамп возьми и послушайся. «Я сказал, что мы живем на одной планете. Сибирь — это легкие нашей планеты, вот эти легкие и горят. Почему бы не позвонить и не выразить свое сочувствие по этому поводу», — простодушно рассказал монгольский лидер.

Наконец, малазийский премьер Махатхир Мохамад долго рассуждал о том, почему Гренландию, хотя она вся состоит изо льда, называют зеленой землей. А зеленую Исландию — ледяной страной. И как малайцев заманить на Дальний Восток, если большую часть года здесь ужасно холодно? Но ему простительно: все-таки человеку 94 года... На вопрос, какой теперь в Малайзии установлен предельный возраст для политиков, г-н Мохамад уклончиво ответил, что «пока подняли до 95 лет». «Я не дотягиваю!» — быстро отреагировал Путин.

Само собой разумеется, у российского президента для пленарной сессии также были припасены «домашние заготовки». Часть из них он озвучил в своей вступительной речи, согласившись практически со всеми предложениями губернаторов, высказанными накануне.

По словам ВВП, на Дальнем Востоке уже с этого года будет запущена сверхльготная программа ипотеки, которая позволит молодым семьям и обладателям «дальневосточного гектара» взять кредит под 2% годовых. Учителя и врачи, переезжающие в дальневосточные села, будут получать вдвое больше своих коллег, выбравших другие регионы. Кроме того, в ближайшие годы здесь будут опережающими темпами строиться объекты социальной инфраструктуры, включая большой медицинский кластер на острове Русский, где на особых условиях смогут работать иностранные клиники.

Однако главная «домашняя заготовка» прозвучала с подачи ведущего, внезапно поинтересовавшегося взаимодействием с Украиной. Казалось бы, только что обсуждали сотрудничество в АТР и вдруг: когда обмен?

Впрочем, уже сам факт присутствия в зале Виктора Медведчука, почему-то названного украинским инвестором, говорил о многом. Владимир Путин отнекиваться не стал и сразу подтвердил: да, переговоры с Киевом вступили в финальную стадию. Обмен состоится в ближайшее время и будет масштабным. О сроках Москва, по его словам, сделает совместное официальное заявление с Киевом. «Я думаю, что г-н Медведчук сейчас меня будет мучить по этому вопросу. Знаю, что он особенно переживает за нескольких фигурантов, которые находятся в РФ в местах лишения свободы. И нам достаточно сложно принимать решения в отношении этих людей», — сказал Путин.

Президент не ошибся. На встрече, состоявшейся сразу после окончания пленарного заседания, Медведчук действительно стал просить за Станислава Клыха и Николая Карпюка, которых назвал «знаковыми для Украины людьми». Он рассказал, что по просьбе родственников недавно навещал осужденных в СИЗО «Лефортово» и они были благодарны за такую возможность.

«На Украине люди ждут, когда вы и президент Зеленский поставите точку в этом вопросе (обмена пленными. — «МК»)», — сказал он. Однако ВВП остался непреклонен. «Это сложный для нас момент», — поджав губы, снова повторил он, услышав фамилии Клыха и Карпюка. По данным «МК», негативное отношение Путина к этим фигурантам связано с их боевой биографией, в которой есть эпизоды, связанные не только с событиями 2014 года, но и с Чеченской войной. «По данным следствия, они пытали и убивали пленных российских солдат в Грозном», — рассказал источник газеты.

Сами украинские заключенные факт участия в боевых действиях в Чечне отрицают. Их версию поддерживает правозащитное движение «Мемориал». Другой источник сообщил «МК», что до сегодняшнего дня фамилии Карпюка и Клыха фигурировали в списке на обмен по формуле «35 на 35». «Однако после слов Путина на ВЭФ судьба их не ясна», — добавил он.

Владивосток.

Читайте также: Готовые к обмену с Украиной пленные испугались, что их «кинут»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28068 от 6 сентября 2019

Заголовок в газете: Дальневосточный российско-украинский обмен

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру