Эксперт оценил требования США по Северному морскому пути: давление на Россию

Эксперт: «Американцы еще не один раз проведут информационную атаку»

По неофициальной информации, США предприняли попытку надавить на Россию, с целью признания Северного морского пути международным проливом. Это уже не первая попытка давления американцев в Арктике, и если раньше США пытались воздействовать на Канаду и Китай, то теперь они затронули сферу стратегических интересов России. Впрочем, РФ вряд ли пойдет навстречу требованиям Соединенных Штатов, ведь для нашей страны Северный морской путь очень важен. Своим видением ситуации с «МК» поделилась эксперт по Арктике, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Дарьяна МАКСИМОВА.

Эксперт: «Американцы еще не один раз проведут информационную атаку»

– Стратегическое значение Северного морского пути в том, что это самый выгодный канал перевозки товаров и природных ресурсов из Азии в Европу, – говорит эксперт. – По сравнению с торговым Южным транспортным путем, проходящим через Индийский океан, Севморпуть в два раза короче, и соответственно, ощутимо выгоднее. Особенно актуальной тема Северного морского пути стала в связи с глобальным изменением климата. Последние годы температура бьет рекорды, что вызывает таяние арктических льдов. В связи с этим Севморпуть считается наиболее перспективным направлением транспортировки грузов. Вообще всего в мире существует два северных пути: помимо нашего, есть еще и Северо-Западный проход через Северную Америку. Надо понимать, что эти пути неравнозначны, там маршрут лежит через Канадский архипелаг. Считается, что лед между островами гораздо толще, чем на открытом пространстве. Таким образом, наш Севморпуть гораздо более открыт и доступен для прохода чем его канадский аналог.

– Как Россия позиционирует Северный морской путь?

– Мы считаем, что Севморпуть это наши внутренние воды. В связи с этим мы контролируем эту водную магистраль как, например, египтяне контролируют Суэцкий канал. А этот путь наш и вся деятельность там происходит по нашим правилам. То есть для прохода через него нужно получить разрешение России. Таким образом получается, что мы имеем право развивать его значимость как во внешней, так и во внутренней политике. У нас есть атомные ледоколы еще со времен Советского Союза. Этот флот абсолютно уникален, больше ни у кого в мире такого нет. Более того, сейчас Россия продолжает строительство атомоходов, как раз для того, чтобы повысить проходимость Северного морского пути. В вопросе развития Арктики именно Севморпуть должен стать центральной артерией, через которая и будет обеспечивать развитие российского Севера на долгие годы.

– А в какое время года Северный морской путь считается проходимым?

– Есть два ответа на этот вопрос: без ледоколов проход начинается где-то в конце июля-августе, а заканчивается в октябре. То есть максимум три месяца. Ну, а с ледокольной проводкой Севморпуть можно использовать хоть круглый год, но надо понимать, что количество атомных ледоколов у нас ограничено. На данный момент активно используется четыре атомохода, а еще три строятся. Когда они будут спущены на воду, это станет большим подспорьем для развития Северного морского пути.

– А какие масштабы перевозки грузов существуют сейчас?

– На данный момент масштабы транспортировки грузов не так велики, как хотелось бы, однако это направление активно развивается. Президент России Владимир Путин поставил конкретную цель — увеличить количество перевезенных товаров до 80 миллионов тонн в год. На данный момент, масштабы перевозок ощутимо меньше. И одной из целей строительства новых атомных ледоколов как раз является увеличение этих показателей.

Надо понимать, что в активном развитии Северного морского пути заинтересована не только Россия, но и азиатские страны, они предлагают нам помощь в этом. Они действительно хотят пользоваться нашими услугами по транспортировке грузов по этому маршруту, так выгоднее и им, и нам. Говоря про азиатские страны надо понимать, что это не только Китай, но и Япония, Южная Корея и даже Сингапур в некоторой степени.

– С чего вообще всплыла тема об превращении Северного морского пути в международный пролив?

– Это говорит о его развитии и увеличении проходимости. Чем больше товаров проходит по этому маршруту, тем больше желание у некоторых стран признать его нейтральным международным проливом. С этим сталкиваемся не только мы, с подобным давлением сталкивается Канада относительно уже упомянутого выше Северо-Западного прохода. Тем не менее, Россия рассматривает Севморпуть исключительно как свои внутренние воды, а это не устраивает Соединенные Штаты Америки. Ведь если Северный морской путь остается в составе территориальных вод России, то им необходимо согласовывать движение грузов с нашей страной, а в случае, если он будет признан международным проливом, такое согласование не требуется, и любое государство может что угодно перевозить через него. Откровенно говоря, история заинтересованности США в превращении нашей и канадской морских артерий в международные пути насчитывает не один десяток лет, так что ничего кардинально нового в ней нет.

– Что могут сделать США для достижения своих целей?

– Во-первых, они могут попытаться доказать, что Севморпуть должен стать международным проливом. Они, скорее всего, постараются этого добиться, и так же будут действовать и по отношению к Канаде и ее водному пути. Во-вторых, США не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, и это дает им определенное пространство для маневра, чтобы попытаться объявить Севморпуть международным проливом. Но в целом эти действия надо воспринимать совместно с общей линией американской внешней политики касательно Арктики.

– А в чем заключается эта политика, какие действия на арктическом направлении предпринимает команда Дональда Трампа?

– Как уже было сказано, США давят на Канаду относительно Северо-Западного прохода, противодействуют попытками Китая набрать вес в Арктике. Отдельно надо упомянуть идею Трампа насчет покупки Гренландии. Это попытка начать доминировать в Арктике. Говоря о Гренландии, надо понимать, что США заинтересованы даже не столько в покупке самого острова, сколько в приобретении шельфа. Дело в том, что у Аляски шельфа практически нет, либо его очень мало, и он уж точно не достигает Северного полюса. У Гренландии очень большой шельф, который они собираются продлить на север. Таким образом именно их территория будет находиться ближе всех к северному полюсу, и соответственно, к тем углеводородам, которые там могут находиться. Это все очень интересует Америку, и Трамп пытается претворить этот интерес в какие-то конкретные достижения.

– Какой Ваш прогноз на развитие ситуации в регионе?

– Сейчас в России разрабатывается новая стратегия развития арктической зоны, которая начнет претворяться в жизнь уже с 2020 года. В этом плане, Россия будет дальше продвигать свои интересы, и Северный морской путь, безусловно, будет занимать центральное место на этом направлении. Надо понимать, что Севморпуть может развить и портовую, и инфраструктурную систему в регионе. В этом плане большой объем работ запланирован на ближайшие годы.

Что касается американцев, они еще не один раз проведут информационную атаку на российский Северный морской путь, потому что их интересуют отношения России и азиатских стран. В России произошел «поворот на восток» и этот поворот серьезно влияет на расклад на мировой арене, что сильно заботит США. Можно надеяться, что в ближайшие годы мы будем активно развивать свою Арктику, чего не скажешь о Соединенных Штатах, они традиционно рассматривают этот регион в свете внешней политики, но сами не столь заинтересованы в его развитии. Вряд ли эта ситуация изменится в ближайшее время.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28102 от 16 октября 2019

Заголовок в газете: «Ничего мы им не отдадим»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру