"Госсовет не сможет стать новым Политбюро"

Политологи оценили президентский законопроект

Президент Путин внес в Госдуму законопроект «О Госсовете», который будет рассмотрен парламентом в первоочередном порядке. Некоторые тут же увидели в этой инициативе угрозу появления в России некой суперструктуры, чуть ли не нового органа власти, который будет стоять над парламентом и правительством. Мы узнали мнение экспертов о том, так ли страшен Госсовет, как его иногда малюют, и зачем он президенту в том виде, в каком прописан в законопроекте.

Политологи оценили президентский законопроект

Алексей Макаркин, политолог, первый вице-президент Центра политических технологий: «Госсовет в законопроекте - это еще один консультативный орган, созданный для того, чтобы посоветоваться с губернаторами и узнать их мнение. Статус губернаторов на федеральном уровне повышается (теперь Госсовет упомянут в Конституции), но не до такой степени, чтобы дать им право принимать обязательные для исполнения решения.

Решения Госсовета, как мы видим из законопроекта - это лишь мнения по тем или иным вопросам. У нас уже есть много разных консультативных органов, которые высказывают мнения - например, Совет по правам человека при президенте. Когда принимается очередной запретительный закон, СПЧ может высказать мнение, что принимать его не надо, но на содержании закона это в большинстве случаев не сказывается… И права законодательной инициативы у Госсовета не будет, то есть вносить законопроекты в парламент от своего имени он не сможет.

А новым Политбюро ЦК КПСС Госсовет стать не может, потому что Политбюро - это компактный орган, члены которого сидят за одним столом. 85 губернаторов, которые работают в регионах, и ещё разные другие люди, которых назначит президент - это слишком много.

Если какой Совет у нас больше похож на Политбюро, то это Совет Безопасности: там есть постоянные члены, которые работают в столице, их немного, они периодически собираются на совещания…

Да, была раньше мысль, что в 2024 году в Госсовет должен уйти действующий президент. Но после того, как Валентина Ивановна Терешкова предложила свою поправку в Конституцию (об обнулении президентских сроков - «МК».) и она была принята, тема стала неактуальной. Причем ещё до того, как эта поправка появилась президент сам сказал, что двоевластие в стране невозможно, потому и формируется Госсовет президентом, и он же его возглавляет, и полномочия президента Госсовет никак не ограничивает».

Екатерина Шульман, политолог: «Из всех рамочных законопроектов, которые я видела, этот - один из самых рамочных. Он более рамочный, чем действующий указ президента о Госсовете.

Указ ставит гораздо больше ограничений, а проект закона, поступивший в Думу, не ограничивает президента ни в чем. Там, по сути, написано: «как председатель решит - так и будет». Написано, например, что Госсовет формируется президентом. Если сравнить проект и указ, то мы увидим сокращение числа обязательных участников - в частности, за счет полпредов, и при этом полную свободу председателя по вопросу о том, кого он вводит в состав. И ещё одно изменение, которое обращает на себя внимание: секретарь Госсовета сейчас - это помощник президента, секретарь Госсовета по законопроекту - это член Совета, но непонятно, что он делает и каковы его полномочия.

Написано, что, если Госсовет примет решение, то законопроект вносится в Госдуму. Кем вносится, каким образом? Совершенно не понятно. Сформулирован этот пункт так, что он никого ни к чему не обязывает. Не прописан и порядок принятия решений…

Либо все детали разъяснит позднее Положение о Госсовете, либо этот закон останется рамочным до той поры, пока он не понадобится политически. Сейчас это ровно та коробочка с ваткой, куда потом можно положить что угодно - Госсовет в таком виде, как он прописан, нужен лишь затем, чтобы иметь опцию. И за этим законопроектом, и за поправкой в Конституцию об обнулении сроков действующего президента я вижу общую политическую идею: автор как будто хотел сказать, что «я ещё пока ничего не решил, нахожусь в размышлениях и желаю в них находиться столько, сколько мне понадобится». 

Возможно, в 2024 году или ближе к 2024 году в закон будут внесены изменения, и мы увидим совсем другой Госсовет».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28391 от 16 октября 2020

Заголовок в газете: «Неконкретный» совет президента

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру